Одиночество как психологический феномен

Материалы » Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей » Одиночество как психологический феномен

Страница 4

Широко известно социальное одиночество. Самое мучительное одиночество, есть одиночество в обществе. Оно может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой, что его оттолкнули, покинули, исключили, не оценили. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивида не учтены; например, когда человек уволен, исключен из команды, не принят на работу. Острое социальное одиночество переживают люди на грани общества, которые нуждаются в социальной включенности. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди и в некоторых случаях подростки и женщины[7,19,35]. Данный вид одиночества становиться преобладающим. Контакты геосинтетики офис в москве georex.ru.

Межличностное одиночество связано с ощущением, что все жизненные связи в форме межличностных отношений ослаблены или разорваны.

Одиночество может представлять угрозу для построения межличностных взаимоотношений, составляющих основу человеческого существования. Следствием одиночество межличностного типа может возникнуть расстройство личности (аномия)[7,19].

Когда одиночество возникает в 2-х и более измерениях одновременно, то стресс, вызванный одиночеством, может достичь масштабов серьезного расстройства личности, особенно когда человек не осознает значение данного стресса, вызванного одиночеством для его личностного мира, и не может бороться непосредственно с ним.

Таким образом, люди часто испытывают не просто неопределенное одиночество, существует, по крайней мере ,4-е основных типа одиночества, и многие испытывают одиночество в нескольких измерениях, не осознавая этого.

Также в литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния.

Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям:

-оценка индивидом его социального положения,

- типа испытываемого им дефицита социальных отношений,

- временной перспективы [35,с.301].

Типология Кельбеля наиболее показательна как оценочная. Кельбель различал четыре типа одиночества:

- позитивный внутренний тип ("гордое одиночество"), переживаемое как необходимое средство для новых форм общения с другими людьми.

- негативный внутренний мир, переживаемый как отчуждение от своего "Я" и от других людей.

- позитивный внешний тип, присутствующий в ситуации физического уединения.

- негативный внешний тип, преобладающий, когда жизненные обстоятельства (смерть близких, потеря контакта) ведут к негативным ощущениям одиночества[35,с.302].

Среди типологий дефицита социальных отношений наиболее известным является работа Роберта С.Вейса. Он описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, как привязанность, руководство и оценка. Делая различие между эмоциональным и социальным одиночеством, С.Вейс считал, это особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изолированностью, бывает тревожное беспокойство, вызванное отсутствием привязанности к конкретному человеку, а особым признаком социальной изоляции является ощущение намеренного отторжения, вызванного отсутствием доступного круга социального общения.

Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимоотношения индивида, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности. [19,33,35].

Последняя из трех указанных выше основных измерений, по которым проводятся различия типологий одиночества, касается временной перспективы одиночества, его продолжительности. Социологи Дж. Янг (1978)и его коллеги различали 3 типа одиночества:

- хроническое одиночество, развивающееся тогда, когда индивид в течении

длительного времени не может установить удовлетворяющие его социальные связи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Особенности организации процесса обучения в России
В России процесс обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта зарождался под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый ...

Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста
Дошкольное детство — совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте во ...

Базовые мыслительные операции
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого чел ...