Одиночество как психологический феномен

Материалы » Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей » Одиночество как психологический феномен

Страница 2

- психодинамические;

- феноменологические;

- экзистенциально-гуманистические;

- социологические;

- интеракционистские;

- когнитивные;

- интимные;

- теотетико-системные [ 22,с.64; 8,с 123], (приложение 1).

Психодинамический подход основан на концепции З.Фрейда(1973).Первый психологический анализ одиночества опубликовал Зилбург. Он различал одиночество и уединение. Уединенность он характеризовал как "нормальное" и "преходящее умонастроение", возникающее в результате отсутствия конкретного "кого-то". Одиночество, согласно данной теории - непреодолимое постоянное ощущение, которое может проявиться в форме нарциссизма и враждебности.

Сторонники психодинамического подхода в своем анализе одиночества считают одиночество результатом ранних детских влияний на личность [15,с154].

Феноменологический подход к одиночеству близок к психодинамическому, т.к. также вытекает из клинической практики. Согласно данному подходу истоки одиночества следует искать в текущем жизненном периоде[8,с122].

Наиболее известным сторонником феноменологического направления является Карл Роджерс(1961). Его анализ основан на "Я - теории" личности. Он полагал, что общество вынуждает индивида действовать с общепринятым образцом. Это ведет к противоречию между внутренним "я" индивида и проявлениями "я" в отношении с другими людьми [19,с156].В данной теории одиночество рассматривается как проявление слабой приспособленности личности [33].

Сторонники экзистенциального подхода, ярким выразителем которого является Мустакас (1961). Он подчеркивал значение различий между "суетой одиночества" и истинным одиночеством. Суета одиночества – система защитных механизмов, которые отдаляют человека от решения существенных жизненных вопросов и побуждают человека к активности. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинаково существования и из столкновения личности с пограничными состояниями (рождение, смерть, жизненные перемены). То есть, одиночество является важным условием нашего существования и формой системы защитных механизмов. Экзистенционисты считают, что нет необходимости бороться с одиночеством, т.к. все люди изначально одиноки, нужно преодолеть страх одиночества и научиться использовать его с пользой [19,с.156;35,с.66-67].

Согласно социологическому подходу причины одиночества лежат вне индивида: в обществе, его традициях и истории. Представители данного подхода К.Боумен(1955), Д.Рисмен(1961), Ф.Слейтер(1976) оценивают одиночество не столько как нормальное или не нормальное состояние, сколько считают его нормативным общим статистическим показателем, характеризующим общество. Причины одиночества усматривают в событиях, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте[19,с.159;26,с.68].

Представители интеракционистского подхода считают, что одиночество обусловлено как личностными, так и ситуативными факторами. Оно является продуктом их взаимодействия. Интерактивный подход различает два основных типа одиночества: эмоциональную и социальную изоляцию. Эмоциональное одиночество-результат отсутствия тесной интимной привязанности, такой как супружеская. Социальное одиночество-отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Это отсутствие может быть компенсировано включением в такие взаимосвязи. Роберт.С.Вейс(1973),как главный выразитель интерактивного подхода, рассматривал одиночество как нормальную реакцию, имея в ввиду как внешние (ситуативные) так и внутренние(характерологические) его причины. Ключевым фактором формирования одиночества являются текущие события в жизни личности [19,35].

Когнитивный подход усматривает причины одиночества в когнитивных особенностях человека, на которые оказывает влияние как исторический, так и текущий опыт. Представители данного подхода Энн Пепло и ее коллеги предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда человек осознает несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов[15,с.161;26,с.70].

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Основные задачи и принципы школьной психодиагностики
Индивидуальные различия в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста, их учет в выборе методов психодиагностики. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Огран ...

Традиция.
Но особенно существенно для нас, что в рамках этого сообщества сложилась своя традиция, основная главным образом на устных механизмах передачи. Каждый два-три года в Системе сменяются «поколения» на арену выходит новая когорта молодежи. Л ...

Влияние семейных отношений на развитие личности подростка
С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений в детст ...