Одиночество как психологический феномен

Материалы » Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей » Одиночество как психологический феномен

Страница 3

Интимный подход к пониманию одиночества объясняет его причины отсутствием социального партнера, который мог бы способствовать достижению различных целей индивида. По мнению Дерлега и Маргулис (1982)одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям не хватает интимности, необходимой для доверительного общения. В основе данного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится сохранить равновесие между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы и факторы среды способны привести к одиночеству[19,с.161-162;33,с.70].

Теоретико-системный подход к проблеме одиночества сформулировал Дж.Фландерс(1982). Общедоступный подход основывается на совокупности взаимодействующих элементов, образующих систему. Фландерс оценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, которое может способствовать благополучию человека и общества. То есть системная теория подчиняет оба мотива поведения – индивидуальный и ситуативный.

Таким образом, большинство теорий определяют одиночество как неприятное переживание, от которого стремятся избавиться. Психодинамический и феноменологический подходы считают переживание одиночества патологичным. Напротив, интерактивный и когнитивный подходы считают это состояние нормальным[11,35]. Многие исследователи считают одиночество по сути извращенным и неприятным переживанием, и лишь некоторые из них рассматривают одиночество как чисто патологическую реакцию.

Данные теории подтверждают значимость понятия одиночества и способствуют прояснению этого феномена.

Также в литературе по психологии одиночества описано 4-е его измерения: космическое, культурное, социальное и межличностное [19,с33].

Одно из самых сложных измерений одиночества – космическое. Оно применяется для обозначения трех различных форм самовосприятия: постижение себя как цельной реальности, благодаря которому человек

1)соотносится с природой и космосом;

2)причастности к мистическим аспектам жизни, предельно близким к Богу;

3)веры в уникальность своей судьбы. [7,19].

Космическое одиночество присутствует там, где есть хотя бы один из этих аспектов.

Чувство одиночества, относящееся к соотнесенности человека с природой, обнаруживается не только у отдельных индивидов, оно типично и для больших групп людей. Часто данный тип одиночества обнаруживается у людей, которые занимаются экологией и восстановлением взаимоотношений человека и природы. Некоторые люди особенно одиноки, когда чувствуют свое отдаление от объекта их интереса, они тоскуют по своей земле, как другие люди могут скучать по семье или друзьям, с которыми они разлучены. Чувство утраты связи с бытием или Богом, которое является другим вариантом космического одиночества, характеризует определенную религиозную и философскую литературу, в которой человек понимается как одинокая душа, "заключенная в область земной нереальности"[17].Третий вид одиночества космического типа описан в художественной литературе и в работах У.Джеймса и К.Г.Юнга, в которых человек страдает от ощущения разъединенности своего "Я". Другой случай одиночества данного типа обнаруживается в выражении веры в то, что "каждый из нас по воле рока совершенно один"[7,19].

Одиночество в культурном измерении люди могут переживать из-за отрыва со своим культурным наследием, которое изначально было частью их жизни. Люди переживали культурное одиночество из-за эмиграции и, вследствие обширных и быстрых изменений в общественных и религиозных правах, т.е. культурные различия разрушают социальные и межличностные связи людей[15,35].

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Терапевтические методы
Занятия в группе составляют 80% времени ребёнка в первой фазе терапии. Во время этих занятий мы сосредотачиваемся на том, чтобы помочь ребёнку развить ритм и интонацию речи с нормальным качеством голоса. Дети постоянно ненавязчиво получаю ...

Поэтапное проведение мероприятий по формирования компетенции ответственности
Одной из задач нашего исследования явилась разработка на основе эмпирического опыта теоретической модели формирования и профессионально ответственного отношения личности, или, другими словами, развитие профессиональной компетенции ответст ...

Детско-родительские отношения в неполных семьях
Неполная семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [19, с. 124]. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из ...