Таким образом, иерархия потребностей в старости преобразуются таким образом, что происходит как бы "децентрализация" ее отдельных звеньев, движущейся потребность, является стремление утвердить свою индивидуальность.
В социальной сфере в старости происходит нарушение социальных связей, сужение круга интересов. Изменяется характер общения с социальным окружением, ухудшаются процессы социальной адаптации. Общение происходит в основном с людьми своего возраста, с членами семьи. По данным исследований П.Балтеса и Лонга умышленное сокращение социальных контактов в старости является компенсаторным и защитным механизмом. В пожилом возрасте могут наблюдаться даже отрицательные последствия социальных отношений (например, гиперопека укрепляет зависимость).[15,22,24,26,33]. Психологически личность настраивается на анализ прожитых лет и подведения итогов жизни, из-за чего может возникать состояние неудовлетворенности, специфические для пожилого возраста психологические реакции: боязнь физической немощи, ненужности родным.
Таким образом, изменения в пожилом возрасте происходят в различных сферах жизнедеятельности человека. Данные, описанные выше, свидетельствуют об изменении личности в старости.
Противоречивость данных различных исследований, касающихся личности пожилого человека объясняются широким диапазоном индивидуальных различий, которые предположительно заостряются на этапе поздней взрослости[4].
В отечественной психологии проблема сохранности личности в старости рассматривается в контексте отношения людей к своему старению. Так, различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражает особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, также как и новое восприятие окружающего. Как отмечает Н.Ф.Шахматов, отношение к собственному старению – активный элемент психической жизни в старости[32,с.231]. В оформлении этого чувства определяющим является моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья. На последующих этапах старения отношение к продолжающимся выявляться новым изменениям в физическом статусе находятся уже под воздействием сформировавшейся новой жизненной по позиции, нового уровня самосознания. Эта новая позиция формируется за счет установившихся новых отношений пожилого человека с его окружением, но в большей степени зависит от его самого[4,16,31,33]. При этом отсутствует депрессивная проекция на прошлое, отсутствуют попытки найти виноватого или винить себя в неправильной (с сегодняшней точки зрения) прожитой жизни. Именно при этом варианте психического старения имеется полное согласие с самим собой, согласие с естественным ходом событий и с неминуемостью завершения собственной жизни. По мнению Н.Ф.Шахматова, такая активная позиция в отношении собственной старости в большей мере способствует сохранности личности в позднем возрасте.[32,с.233].
В то же время в отечественной геронтологической литературе описаны варианты неадекватных установок в отношении к собственной старости, вплоть до полного ее неприятия. В качестве таких вариантов описывают регрессию (возвращение к прошлым формам поведения, проявляющихся в форме "детского" требования помощи независимо от состояния), добровольную изоляцию от окружающих (пассивность и минимальное участие в общественной жизни), бунт против процессов старения (отчаянные попытки сохранить уходящую зрелость). При неадекватном отношении к старости у пожилых людей возникает ощущение неудовлетворенности жизнью, оскудение чувств, что вместе с хроническим недомоганием и прогрессирующей утратой интереса к окружающему провоцирует негативные изменения личности в форме "заострения" личностных черт. Эта новая позиция в большей мере зависит от самого пожилого человека[20,31,с.348].
По мнению М.В. Ермолаевой разброс мнений относительно личности в старости объясняется как индивидуальными различиями в проявлении признаков старения, так и различными стратегиями адаптации личности к старости [11,12,13]. Существует 2-е стратегии адаптации к старости: сохранение себя как индивида (стратегия "по замкнутому контуру" или деструктивная) и сохранение себя как личности (конструктивная). Они и определяют факт и характер личностных изменений. В соответствии с первой стратегией происходит сокращение социальных связей с окружающим миром, которое проявляется в системе поведенческого контроля. При ослаблении данного контроля нарастает эгоцентричность, и, как следствие обидчивость, нетерпимость к возражениям, мнительность. При данной стратегии происходит разрыв временной связи между прошлым, настоящим и будущим, эмоциональные переживания направлены на защиту пожилого человека от реальной жизни. У пожилых людей, избравших в старости цель сохранения себя, как личности сохраняется система социальных связей. Пожилой человек при данной стратегии считает необходимым для себя и важным для других передачу своего жизненного опыта [11,12,20,31]. Данные стратегии различны и обеспечивают разное качество и удовлетворение жизнью. Деструктивная стратегия отличается необходимостью сбережений эмоциональных ресурсов, конструктивная – на их трату.
Статьи по теме:
Учебная деятельность и процесс ее формирования
Процесс решения учебной задачи предполагает, что содержание предмета переходит в способ действия ученика. Это означает, что процесс учения может быть рассмотрен как специальная учебная деятельность школьников. При этом авторы концепции уч ...
Методические рекомендации по развитию памяти у детей с общим недоразвитием
речи
При разработке методических рекомендаций по развитию памяти детей, имеющих общее недоразвитие речи, учитывалось, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную ...
Качества субъекта труда как специалиста
Специалист раскрывается в них во всех ипостасях, приобретает новые качества и изменяет свои свойства, качества. Основные из них следующие:
1. Специалист, являясь личностью, согласно принятому в психологии определению, характеризуется уст ...
Актуально о психологии