Особенности личностного развития в пожилом возрасте

Материалы » Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей » Особенности личностного развития в пожилом возрасте

Страница 6

Итак, самооценка, как показывает анализ литературы, относится к базисным качествам личности.

Что касается "Я-концепции" в пожилом возрасте, то имеющие работы по данной проблематике содержат противоречивые сведения. В одних высказывается мнение о том, что с возрастом "Я-концепция" становится более негативной, самооценка снижается, растет число людей не удовлетворенных своей жизнью, в других отмечаются противоположные данные, отмечается позитивный образ "Я", склонность выделять у себя меньше недостатков и в целом более высокое самоодобрение [16]. В исследованиях Л.В.Бороздиной и О.Н Молчановой по изучению динамики самооценки в зрелости и старости, было обнаружено, что наряду с общим снижением ценности "Я" с возрастом нарастают факторы компенсации, которые поддерживают стабильность "Я – концепции", которые были названы психологическим витауктом [16,20,21]. К таким факторам относятся:

а) наличие у людей пожилого возраста высоких позиций самооценки по шкалам "характер", "отношение с людьми", "участие в труде", а также в среднем умеренный уровень общей самооценки;

б) фиксация на позитивных чертах своего характера (пожилые люди чаще приписывают себе позитивные качества и реже указывают на свои недостатки);

в) снижение идеальных и достижимых самооценок. Сближение "могу" и "идеала" в позднем возрасте говорит о принятии своей позиции, даже если она крайне низка, о тенденции довольствоваться тем, что есть, ощущать свое положение как вполне приемлемое;

г) относительно высокий уровень самоотношения;

д) ориентация на жизнь внуков и детей; данная ориентация сохраняет перспективу личностного развития, способствуют осознанию ценности своего "Я";

е) ретроспективный характер самооценки.

Будущее для лиц позднего возраста нередко представляется угрожающим, ожидаемые изменения – негативными, поэтому характерной чертой "Я-концепции" является обращенность в прошлое. По мнению М.В. Ермолаевой, характерный отлет сознания в прошлое имеет особое значение в старости. Былое для пожилых людей более значимо, чем будущее, они как бы погружены в него. Пожилые люди должны "подвести итоги" и смириться с прошлым. Через воспоминания они могут пересмотреть, "переоценить", возможно, принять свою жизнь[11,20,33].

Перечисленные выше процессы рассматриваются в литературе как защитные механизмы, которые позволяют удерживать собственную "Я-концепцию" в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. [9,12,16,21]. Новые теоретические подходы, представленные немецкими учеными Томэ, Браундштадтером, Хекхаузеном, Филиппом и др. подчеркнули, что концепция "Я" отражает ядро личности даже больше, чем субъективное состояние. Их исследования изменили концепцию личности, которая игнорировала возможность роста в поздний период жизни, подчеркивая регрессивные процессы. В конце 90-х гг. Пинктуар провел обширный анализ результатов исследований "Я" в старом возрасте[9,с.39-57]. Он обнаружил следующее:

1) существуют низкие корреляции между глобальными и специфическими самооценками;

2) глобальные самооценки остаются положительными, в то время как уровень специфических (проблемно-зависимых) самооценок падает с увеличением возраста;

3) различные социальные факторы усиливают положительные самооценки.

Данные исследования также выявили существование мощных защитных механизмов, которые поддерживают на относительно высоком уровне психологическое благополучие и положительную самооценку в пожилом возрасте. Действие этих защитных механизмов зависит от индивидуальных особенностей человека, общего стиля и истории жизни пожилого человека [9,11,16,20]. То есть, когда у пожилых людей, несмотря на серьезные жизненные обстоятельства, есть возможность думать, что их действия согласуются с их "Я-концепцией", они в целом чувствуют большое удовлетворение от жизни, а их самооценка повышается.

Несомненно, "Я-концепция" уязвима для событий жизни, изменений здоровья, материального положения, условий жизни, социальных связей, положения в обществе. Серьезные изменения "Я-концепции" могут, в свою очередь, повлиять на чувство собственного благополучия. Тем не менее, сам процесс старения не оказывает прямого влияния на представление человека о самом себе[15,с.764].Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что находит свое отражение в качественном своеобразии и разноплановых тенденциях "Я-концепции" пожилого человека и обуславливает резко выраженные индивидуальные вариации.

Таким образом, "Я-концепция" играет важную роль в формировании целостной личности.

В настоящее время широко декларируются идеи поступательного развития личности в течение жизни, продуктивного старения и счастливой старости. Но процесс развития не сводится к одному поступательному развитию, развитие есть единство разных типов изменений, одиночных и системных, преходящих и стабильных, позитивных и негативных. Новые исследования в области жизненного пути показывают, что личностное развитие представляет собой двухколейный процесс, который включает в себя перемещение субъекта, его сознания и даже поведения назад, к своему прошлому, с последующим возобновлением поступательного движения. Движение вспять является не регрессом, а механизмом обогащения личности латентными образованиями пройденных стадий, которые оцениваются с позиции настоящего[4,с.265]. Таким образом, развитие личности в пожилом возрасте складывается из личной интерпретации событий и реакции на них, тесно связанных с поведением человека в прошлом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Ненормативное развитие как психолого-педагогическая проблема
Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано педагогической запущенностью, задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью центральной нервной системы, а также общим недоразви ...

Терапевтические методы
Занятия в группе составляют 80% времени ребёнка в первой фазе терапии. Во время этих занятий мы сосредотачиваемся на том, чтобы помочь ребёнку развить ритм и интонацию речи с нормальным качеством голоса. Дети постоянно ненавязчиво получаю ...

Значение НЛП в работе
Успех приходит изнутри. Наш успех зависит от нашей способности добиваться совершенства во всем, что мы делаем. НЛП позволяет кодировать мастерство и улучшать его так, чтобы вы могли точно определить, что является действительно эффективны ...