Исследование созависимости или эмоциональной зависимости приобретает в настоящее время все большую актуальность в России по ряду причин.
Созависимость чаще всего рассматривают в двух аспектах – как болезненное состояние сильной поглощенности и озабоченности, крайней зависимости (эмоциональной, социальной и физической) от другого человека или как явление сильной привязанности, характерное для членов дисфункциональных семей в которых кто - либо страдает алкоголизмом или наркоманией. Это положение активно разрабатывается в нашей стране из - за распространенности химических зависимостей, роста числа неполных семей. Этот аспект проблемы исследуется российскими психологами - Шороховой О.А., Москаленко В. В., Морозовой Г. А. Второй аспект исследования созависимости – ее рассмотрение как негативного явления сверхсильной взаимозависимости людей друг от друга без акцентирования способа ее формирования - более популярно за рубежом. Изучением этой проблемы занимаются Уайнхолд Д., Эрхардт У., Битти М. Они определяют созависимость как состояние, характеризующиеся ощущением зависимости от других людей, наличием унижающих, контролирующих взаимоотношений, низкой самооценкой, потребностью в постоянном одобрении и поддержке со стороны других, ощущением бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях, потребностью в каких-либо внешних стимуляторах для отвлечения от переживаний, неопределенностью психологических границ, неспособностью испытывать чувство истинной близости и любви. Они изучают ее негативное влияние на самостоятельность человека, его ответственность за свою жизнь, способность принимать решения и т.п., а также разнообразные способы ее реабилитации. Мы в контексте данной работы будем придерживаться точки зрения зарубежных авторов.
И российские, и зарубежные ученые считают, что созависимость мешает становлению самостоятельности. А ведь сейчас ценятся инициативные, уверенные в себе и целеустремленные люди. Созависимость может мешать даже способным людям проявить себя и добиться успеха в жизни.
Подростковый возраст – один из наиболее значимых этапов жизни каждого. Главные задачи развития в этот период - самоопределение в сфере человеческих ценностей и сфере человеческого общения, решение важных вопросов о смысле жизни, своем месте в ней. Подростковый возраст – достаточно сложный период в жизни каждого. Но человек начинает учиться сам ставить и реализовывать жизненные цели, определять и отстаивать свои психологические границы, то есть становится самостоятельным. Если ход психологического развития искажается эмоциональной зависимостью, этого не происходит и человек живет интересами, потребностями и желаниями других, дезориентирован в собственном внутреннем мире и в реальности, что ведет к частым неудачам и разочарованиям, на которые он тоже реагирует тяжело. Это может привести к алкоголизации, наркотизации, психосоматическим расстройствам. Поэтому психокоррекционную работу по реабилитации различных проявлений созависимости целесообразно вести в подростковом возрасте.
Отечественными и зарубежными авторами описаны множество моделей реабилитации созависимости. Мы остановились на гештальт – подходе, так как гештальт – терапия ставит своей целью расширение зоны осознавания человека, принятие ответственности за собственную жизнь, а не за жизнь окружающих, проведение границы между средой и внутренним миром – обособление, необходимое для осознавания своих ощущений, чувств и потребности. Также гештальт – терапия успешно применяется в групповой работе и при работе с детьми и подростками.
Статьи по теме:
Понятие «леворукость», виды, теории происхождения
В Европе большая часть людей является праворукими. Но есть огромные области, например, на севере России, где 80% людей среди нанайцев, эвенков, селькупов от численности всего населения леворукие или амбидекстры (одинаково действующие как ...
Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Давно известно, что проявления эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейный конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, ...
Изучение человеческого опыта
Нлп – это исследование человеческого мастерства. Оно обеспечивает доступ к системе знания о том, как человеческие существа осмысляют свой опыт и взаимодействуют друг с другом. Оно начиналось как исследование талантов и гениальности для по ...
Актуально о психологии