Согласно теории Э.Эриксона, старение, как завершающая стадия развития – психологический конфликт целостности против безысходности (отчаяния). Если человек, оглянувшись назад, чувствует удовлетворение от пройденного пути и считает, что сделал все возможное, ему удается обрести чувство личной целостности. Те, кто, размышляя о прошлом, видят лишь череду неверных решений, упущенных возможностей и неудач, чувствует отчаяние[4,15]. В многочисленных работах, посвященных старости, подчеркивается, что одновременно с инволюционными процессами на всех уровнях человеческой жизнедеятельности возникают изменения и новообразования прогрессивного характера[11,12]. П.Балтес отмечал: "Любое развитие включает процессы роста (приобретения) и упадка (потерь)" [4,с.384]. Новообразования каждой стадии Эриксон определяет как устойчивый баланс двух противоположных качеств. У личности, благополучно разрешающий нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При менее благополучном исходе происходит перевес негативных свойств[4,29].В качестве позитивных новообразований Эриксон выделяет доверительное отношение индивида миру и себе, автономию, инициативу, трудолюбие, хорошо организованную идентичность, интегрированность. К негативным характеристикам личности он причисляет недоверчивость, чувство вины, отчаяние[4;18].
Особая ценность теории Э.Эриксона заключается в том, что она охватывает всю жизнь человека, из чего следует, что развитие личности продолжается в течение всей жизни. Только в старости приходит настоящая зрелость, позволяющая оценить предшествующие достижения. Главной задачей заключающей стадии, которую Э. Эриксон назвал Мудростью, является отыскании человеком смысла своей жизни, в обретении целостности своего "Я"[3;5;19].Становление человека мудрым, а, следовательно, способным обеспечить себе благополучную старость, является его позитивное отношение не только к окружающему миру, но и к самому себе. Мудрость позволяет пожилому человеку сохранить достоинство и целостность "Я" перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти [10]. В возрасте около 60 лет каждый человек осмысливает прожитые годы, ищет свою индивидуальность и значимость своей жизни. На уровне рефлексии идет процесс осмысления своей жизни и своей "самости".
Пек развил теорию Эриксона и утверждал, что в старости существует три конфликта, которые нужно разрешить:
- первый связан с переоценкой собственного "Я" (человек должен ответить себе на вопрос, "Кто я есть, что есть "Я" после ухода на пенсию);
- второй связан с осознание факта ухудшения здоровья, старения тела;
- третий – связан с утратой самоозабоченности и восприятием смерти как финального этапа жизни[4,5,28].
Таким образом, ученые сходятся во мнении о том, что поздний период связан с самооценкой прожитой жизни. Важнейшей характеристикой позднего возраста является стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности. Мудрость позволяет пожилому человеку сохранить достоинство и целостное "Я" перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти [10].
Период старения – важный период развития и окончательного формирования личности. Годы поздней взрослости можно причислить к одному из самых трудных этапов жизни человека. На них накладываются "нагрузки", характерные только для заключительных жизненных стадий.
Итак, мы рассмотрели особенности развития личности в пожилом возрасте. Анализ литературы показал существенный разброс мнений относительно личности пожилого человека. Разные ученые (П.Балтес,П. Крайг, Н.Ф. Шахматов, Б.Г.Ананьев, И.С Кон и др.) говорят как о постоянстве личности в старости, так и об ее изменении. То есть вопрос изменения – сохранности личности в старости остается открытым.
Данная противоречивость объясняется широким диапазоном индивидуальных различий в признаках старения, а также различными стратегиями адаптации к старости (деструктивной и конструктивной), описанные М.В.Ермолаевой. Выбор той или иной стратегии влияет на личностные особенности пожилых людей в целом.
В литературе описаны различные типологии стареющей личности (Д.Б.Бромлей, Гизе, И.С.Кон), которые подтверждают тот факт, что психическое старение разнообразно и зависит от индивидуальных особенностей человека.
К характерным особенностям развития личности пожилых людей относятся:
1) "замедление" на всех уровнях функциональных систем: сенсорных функций (слух, зрение, вкус, осязание и др.), а также психических (восприятие нового, запоминания, всего поведения человека);
2) происходят изменения в различных сферах жизнедеятельности пожилого человека (интеллектуальной, эмоциональной, мотивационно- потребностной, социальной).
Отмечается тот факт, что изменения в период старения индивидуальны и зависят от самого пожилого человека, успешности прохождения им предыдущих стадий.
Статьи по теме:
Развитие, осложненное дефектом: сущность и закономерности.
Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной систе ...
Психофизиологические закономерности нормального и
аномального развития детей
Проблема детского развития — одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.
Нам хотелось бы ра ...
Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных
заведениях
Обучение психологии в вузах и средних учебных заведениях связано с их профессиональной направленностью. Как правило, в университетах готовят преподавателей для научной и преподавательской работы. В институтах готовят практиков. В средних ...
Актуально о психологии