Виды П: .
А. Классиф-ция по времени хранения инф-ции
(критерий) время сохранения материала
1. Ультракратковременная – сенсорная, непосредственное отражение инф-ции органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной инф-ции. Ее длительность от 250 мс – 4 с, объем 10 – 12;
2. Кратковременная, способ хранения инф-ции в течение короткого промежутка времени. Длительность от 15 – 30 с, объем 7+-2;
3. Оперативная, длится столько, сколько нужно для деят-ти;
4. Долговременная, способность хранить инф-цию в течение практически неограниченного срока. Имеет практически неограниченный объем.
(критерий) хар-р запечатления
5. Иконическая (разновидность ультракратковременной);
6. Мгновенная (разновидность долговременной).
Необходимым условием перевода памяти из сенсорной в кратковременную является направленность на эту инф-цию внимания чел.
Б. Классиф-ция
-Генетическая П (видовая). Инф-ция хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству;
-Историческая П (носитель письменность).
В. Классиф-ция по ведущему анализатору, принимающему участие в восприятии запоминаемого материала 1. Зрительная П. Сохранение и воспроизведение зрительных образов;
2. Слуховая П. Хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков;
3. Осязательная, обонятельная, вкусовая.
Г. Классиф-ция по цели
1. Непроизвольная П. Запоминание и воспроизведение происходят автоматически и без особых усилий со стороны чел, без постановки им перед собой специальной мнемнической задачи. Есть у чел и жив-х;
2. Произвольная П. Присутствует мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение), а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Только чел обладает ею (Выготский: опосредована (используются средства).
Д. Классиф-ция по использованию мнемотехнических средств. 1. Непосредственная П – без использования мнемотехнических средств; 2. Опосредованная П – использование мнемотехнических средств.
Е. Классиф-ция по участию мышления в процессах П. 1. Механическая П; 2. Логическая П
Ж. Классиф-ция по хар-ру запоминаемого материала 1. Образная (запоминание того, что нам дано в ощущении и восприятии); 2. Вербальная (словесная память на основе речи); 3. Двигательная (моторная) – запоминание, сохранение, воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений; 4. Эмоц (сохранение и воспроизведение пережитых чел чувств).
Память как ВПФ. Развитие памяти). Память – совокуп-ть процессов, с помощью кот чел запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную инф-цию. П – ВПФ, т.к. обладает всеми св-вами ВПФ: произвольность, опосредованность и социальность.
1. П – произвольна, потому что связана с широким волевым контролем запоминания.
2. П – опосредованна, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на П, чувства, образы, ассоциации).
3. П – социальна, т.к. П напрямую зависит от практической деятельности чел.
Рубинштейн выделяет следующие уровни памяти: 1) элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение; 2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как воспроизведение. Память дифференцируется и по характеру запоминаемого материала (на числа, лица) Далее память различается 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого материала; 4) по точности.
Статьи по теме:
Истероидная структура психотипа
Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству.
Собчик Л.Н. подчеркивает, что «личностям этого круга как метод ...
Методы и методики типологизации личности в психологическом исследовании
Следуя развитому способу описания типов личности, приведен метод определения типа личности. Он основан на последовательном применении 4-х дихотомий - то есть четырехкратном альтернативном последовательном разделении всех 16 типов на равны ...
Волевые качества у спортсменов
Для определения уровня волевой подготовленности спортсменов была использована методика "Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов", разработанной Н.Е. Стамбуловой. Результаты методики были обработаны по шкалам: "Целе ...
Актуально о психологии