Основные методы исследования готовности детей к школьному обучению

Материалы » Основные методы исследования готовности детей к школьному обучению

Страница 3

Произвольность внимания развивается постепенно, по мере развития его отдельных свойств, таких как:

ОБЬЕМ ВНИМАНИЯ - определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка. Для его определения ребенку предлагается в таблице с набором знаков, фигурок или цифр, которые располагаются в произвольном порядке зачеркнуть определенный вид фигурок или цифр (например, треугольник или в случае с цифрами- 7, 5 или 4). Инструкцию можно усложнить, попросив называть знаки вслух. Фиксируется время выполнения задания и количество ошибок. Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 2-3 минуты и почти без ошибок (при наличии 14 строк знаков по 10 знаков в каждой). Купить запайщик ножной.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ – интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах. Проверяется с помощью пары картинок, содержащих 10-15 отличий. Ребенка просят сравнить картинки и назвать все их различия. Учитывается скорость, результативность, число правильно названных различий. Норма в среднем 1-3 минуты (в зависимости от сложности картинки).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ - это возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя не одного из них из поля своего внимания. Для проверки его берется бланк с различными элементами фигур и образец с эталонами- целыми фигурками. Ребенка просят, сравнивая фигуры с эталоном одним- двумя штрихами дополнить их до полных фигур. Нормой для 7 лет является выполнение этого задания за 3-4 минуты (при не более 5 ошибках).

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ - возможность сознательного и осмысленного перемещение внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Рассеянность в житейском смысле слова и означает плохую переключаемость внимания. Развить и проверить переключаемость можно, показывая ребенку различные слова. Он должен по договоренности отреагировать на определенные слова (например, обозначающие животных) хлопком, звуковым обозначением или другим знаком. В 7 лет это задание выполняется почти безошибочно.

УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ - определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степень его трудности, понятности, интереса и сформированных волевых качеств. Хороший уровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля. Проверить устойчивость можно с помощью переплетенных между собой линий, пронумерованных у начала и конца (эти номера не совпадают). Ребенок должен без помощи пальца провести от начала линии к концу, сопоставив номера в начале и в конце. Дети 7 лет справляются с заданием за 1-2 минуты почти без ошибок.

Таким образом, различные свойства внимания в значительной мере не зависимы друг от друга: внимание, хорошее в каком- то одном отношении, может быть не столь совершенно в другом.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Понимание этого является особенно важным в развитии и тренировке внимания. Безусловно, все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений.

· ВОСПРИЯТИЕ- это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо различают цвет и форму предметов. Узнав названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах: «Дверь - это прямоугольник, абажур лампы - шар» и т.д. По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и др. Если у ребенка хорошо развита речь, то он использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Характеристика проблем общения
И в процессе работы, и в личной жизни мы постоянно общаемся, или, говоря языком психологии, вступаем в межличностные коммуникации. Коммуникации – это средство обоюдного воздействия людей друг на друга. Коммуникация возникает тогда, когда ...

Пути и средства повышения эффективности организации процесса обучения и воспитания
Предлагается организовать учебный процесс так , чтобы: - Учащиеся, получающие образование в режиме воспитательного процесса, стали подлинными субъектами обучения, чувствовали, что учатся для себя, своего развития и совершенствования; - ...

Формирование базовой культуры личности
Формирование культурно развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества ...