В настоящее время вопросы, поднимаемые психологией, выходят на особое место по своей социальной значимости, общественному интересу, притягательности для молодежи. Традиционно психология считается «главной» областью человекознания. Лавинообразный поток научно-популярной психологической литературы заполняет полки книжных магазинов. И вместе с тем в психологии особенно наглядно проявились кризисные явления современной науки. Более того, к концу ХХ в. все чаще стал подниматься вопрос: «А сформировалась ли психология как наука?».
Для этого вопроса были свои причины. Общая первопричина кризисных явлений в современной науке - это прогрессирующая дифференциация наук, породившая узкую специализацию. За получение результатов в частных областях знания наука заплатила потерей целостности. Достигнув определенного предела своего развития, наука подошла к кризису.
Особенно наглядно кризисные явления наблюдаются в науках о человеке. В литературе неоднократно можно было прочитать призыв авторов к междисциплинарному подходу в изучении человека. В поход за постижением сущности человека «приглашались» биология, психология, антропология, социология, культурология, кибернетика и многие другие науки, синтез которых должен был создать новую «метанауку» о человеке. Но психология имеет и свои специфические причины кризисного состояния, основная из которых - это традиционная недооценка естественно-научных корней природы человека, тенденция относить психологию к гуманитарным наукам. Однако после возникновения экспериментальной психологии, бурного развития нейрофизиологии, зоопсихологии и этологии накопилось достаточно данных о биологической детерминации поведения человека. Стало ясно, что его поведение представляет собой сложнейшую взаимосвязь самых различных факторов. При гигантской сумме составляющих, определяющих поведение, поступки, мировоззрение конкретного человека выявить общие закономерности крайне сложно, что внесло свою долю в кризисное состояние психологии. Однако если не знать фундаментальных биологических закономерностей человеческого поведения и психики, все гипотезы могут носить только умозрительный, спекулятивный характер. Поэтому психология, несмотря на всю свою специфичность и уникальность, должна рассматриваться в русле естественных наук.
Указываемая многими психологами важность «биологической составляющей» человека - чаще всего просто лозунг, который никак не отражается на методологических подходах. Для психолога важно не просто признавать значение биологии, а профессионально разбираться в ней. Не отрицая наличия специфики в психике человека, следует подчеркнуть, что эта специфика может быть выявлена только на основе знания общего с психикой животных. При ближайшем рассмотрении почти все социальные проблемы человека имеют глубинные биологические корни, а так называемый «социальный фактор» с точки зрения эволюции является фактором внешней среды. Например, эволюционно человек никак не «планировался» для жизни в муравейнике мегаполиса, и такое существование для человека во многом противоестественно. В таких условиях психические отклонения часто имеют тот или иной адаптивный характер.
Этап накопления фактов, естественный в истории любой науки, в психологии, лишенной базовых методологических принципов, привел к усилению центробежных тенденций, к возникновению невиданного для других наук количества направлений, школ, групп, часто враждующих друг с другом. Отсутствие методологической основы не приводило к взаимообогащению информацией, к решению возникающих проблем. Наоборот, каждая школа считала своим долгом дать свою терминологию, свою классификацию психических явлений.
Всеобщая заинтересованность широких масс и возможность быстрого финансового успеха явились следствием внедрения в психологическую сферу различных околонаучных течений. Конец ХХ века еще раз удивил расцветом принципиально антинаучных направлений. Бурную деятельность развили парапсихологи, маги, колдуны, уфологи и т.п.
Статьи по теме:
Социальные и культурные предпосылки застенчивости.
Есть два пути изменения нежелательного поведения: изменение его последствий или же изменение его причин: модификации поведения; Одно предусматривает излечение от страдания, другое позволяет обезопасить себя от страданий. Отдельных индивид ...
Реактивные состояния у детей и подростков с различными формами умственной
отсталости
Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В р ...
Позиционные и конфликтные справедливости
Основополагающим фактором сохранения равновесного состояния как инвариантной формы нормы и ее оценки на любых социальных уровнях организации общественных отношений является понятие справедливости, или как его определяют Р. К. Хьюсман и Д. ...
Актуально о психологии