Основные методологические принципы научной психологии

Материалы » Основы психологии » Основные методологические принципы научной психологии

Страница 1

Методология – это система принципов организации теоретической и практической деят-ти, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретнонаучный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной науки. Для психол характерны следующие принципы: 1. Принцип детерминизма, 2. Принцип развития, 3. Принцип системности, 4. Принцип активности, 5. Принцип сознания и поведения. 1. Указывает причинную обусловленность психич явлений, чем определяются те или иные психич явления (напр, биологизаторские теории: психич явления определяются природой наследственных механизмов; др определяют психич явления различными факторами внешн окр среды). 2. Развитие – закономерное, направленное и необратимое изменение во времени. Развитие психики реализуется в разных формах: 1) в форме филогенеза – это становление психич структур в ходе биол эволюции вида; 2) онтогенез – это формирование в течение жизни отдельного организма; 3) социогенез – развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). Развитие эмоц-волевой сферы, лич-ти и межлич-тных отношений, обусловленных особ-тями социализации в разных культурах. Следствием социогенеза является развитие восприятия, мышления, ценностей, нормативного поведения у представителей разных культур; 4) микрогенез – это формирование и динамика образов восприятия, представления, памяти, понятий, эмоц состояний, опред движений, определяемые наличной ситуацией и разворачивающиеся относительно в небольшой интервал времени. Высшие генетически поздние формы психики развиваются на основе низших более ранних. Когда кол-ные изменения переходят в кач-ные. Каждая ступень психич развития обладает своим кач-ным своеобразием. Принцип развития обладает генетической многоплановостью, т.е. в психике одного и того же чел существуют разные уровни (наряду с логическим мышлением имеется ирациональное). 3. Основным объектом психол исследований является чел, сложнейшая из известных науке систем. По уровню сложности эта система уступает только общ-ву. Чел включен во многие системы реальной действительности. Связи отношений чел с окр миром разнообразны, а потому и многообразны и его кач-ва. Для определения места, кот занимают психол кач-ва, нужно рассмотреть совокуп-ть систем, образующих бытие чел и являющихся основаниями его кач-в. а) Соц система, служащая основанием соц кач-в индивида, является сложным образованием, кот включает множество подсистем разного уровня (чел выступает как член семьи, представитель опред класса, нации, народа и т.д.). Многообразие подсистем, в которые включен индивид, обуславливает и многообразие его соц кач-в. Важно отметить, что соц система не только определяет психол св-ва лич-ти, но и влияет на развитие психич процессов. б) Биол система (принцип системности в анализе нейрофизиол основ психики). Он развит в теории ф-циональной системы (П.К. Анохин) и в теории динамической локализации психич ф-ций (А.Р. Лурия). С позиции этого подхода целостные психич и элементарные нейрофизиол процессы сопоставляются не прямо, а через анализ обще мозговых системных механизмов, через системные процессы, объединяющие элементы в одно целое: в ф-циональную систему поведенческого акта. Психич рассматривается здесь в связи с исследованием интеграции элементарных нейрофизиол процессов. в) Физич система. Среда выступает перед чел как вещно-оформленная. Возникает вопрос как механические, оптические, акустические, химические и иные св-ва объективно существующих предметов отражаются в ощущениях и восприятии. Необходимость ориентировки живого организма в окр среде привела к тому, что в процессе биол эволюции сформировались специализированные анатомически дифференцированные, аппараты (органы чувств), обеспечивающие отражение механических, физич и химических св-в предметов и явлений окр мира. Ломов считает, что природа психич может быть понята только на основе системного подхода. Т.е. рассмотрение психич в том множестве внешн и внутр отношений, в кот оно существует как целостная система. Только на основе системного подхода могут быть объединены многочисленные области психол науки. Дифференциация совр психол – связана с углублением изучения выбранной части (или аспекта). Интеграция – по мере изучения проблемы, требуется выход за пределы одной области в др (напр, инженерная психол обращается к психофизиол труда). 4. По Бернштейну. 5. В отеч психол рассматривается принцип неразрывности сознания и поведения, исходя из принципа теории деят-ти. (смотри вопрос 10) 1. Действие включает акт сознания в виде постановки и удержания цели (т.е. желаемого рез), но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии. 2. Действие – это акт поведения, взаимосвязанный с сознанием. Вывод: неразрывность сознания и поведения. В др направлениях, напр в бихев-ме поведение было предметом психол, когда сознание игнорировалось вообще.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Особенности личности детей с нарушением слуха
Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л. С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем е ...

Межличностные и групповые конфликты
Во взаимодействии людей нередко приходится наблюдать ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтная ситуация, как правило, перерастающая в конфликт. Конфликты как предмет исследования ...

Депрессивный стресс: предпосылки и развитие
Коллективное бессознательное, согласно традиционным представлениям, иллюстрирует материалистический импульс, в полном соответствии с основными законами развития человека. Самонаблюдение, на первый взгляд, дает инсайт, как и предсказывает ...