Структура психики человека

Материалы » Основные понятия психологии » Структура психики человека

Страница 1

Психика сложна и многообразна по своим проявлением. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; З) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно с вязан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, внимание и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человекежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).

Подразделяются на: 1) мотивационные - основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти; 2) состояния организованности сознания (внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности); 3) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, стресс, аффект, грустное, печальное, гневное, раздражительное); 4) волевые (инициативность, решительность, настойчивость). Интересные исследования об особом, творческом, состоянии личности - вдохновении.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека понимают типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно является результатом отражательной и практической деятельности.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности:

1)направленность личности (система потребностей, интересов, убеждений, идеалов); 2) темперамент (система природных свойств личности подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующая динамическую сторону поведения); 3) способности (система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющая творческие возможности личности); 4) характер как система отношений и способов поведения.

Индивидуальность личности зависит от отношений отдельных полушарий мозга (впервые эксперимент Р.Сперри 60-е годы 20 века).

У правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах лучше левого, умеет опознать целое по части. Одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Психологи неодобрительно относятся к переучиванию левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания.

Существует прямая связь между степенью асимметрии полушарий и умственными способностями. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение - все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Методы индивидуального подхода.
Несмотря на то, что учащиеся достигают лучших результатов, используя предпочитаемый ими учебный стиль, имеет смысл попробовать увеличить гибкость их реакции на внешнюю информацию, выходящую за рамки этого стиля обучения. Существует спец ...

Блоки психокоррекционного комплекса
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков: • диагностический; • коррекционный; • о ...

Типологическая модель социальных характеров Б.С. Братуся
Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько пр ...