Формы мышления

Страница 3

Выделяютчетыре стадии решения проблемы:

1) подготовка; 2) созревание решения; 3) вдохновение; 4) проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные).

З. Поиск решения:

а) Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

б) Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

в) Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

г) Поиск принципиально нового решения (творческое мышление)

д) На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, лассификация, умозаключение); на основе использования аналогична основе использования эвристических приемов, на основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи:

е) Отчаяние, переключение на другую деятельность: «период инкубационного отдыха» — «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).

Факторы, способствующие «озарению»:

а) высокая увлеченность проблемой;

б) вера в успех, в возможность решения проблемы;

в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5.Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7.Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях
Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает вопрос о его влиянии на подростков. По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизн ...

Физиогномика
Воспринимая другого человека, мы обращаем взор, прежде всего к его голове, к лицу, рассчитывая именно из этого источника получить наиболее важную информацию. Лицо человека хранит следы наиболее частых, типичных для него переживаний и мысл ...

Другие сигналы доступа.
Движения глаз не являются единственными сигналами доступа, хотя, вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, то способ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и это можно увидеть, если знать, куда смотреть. В час ...