Формы мышления

Страница 2

Умственная деятельность практика сосредоточена на переходе от абстрактного мышления к практике. Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события.

Теоретическое мышление выявляет все общие отношения, исследует объекг познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность.

В зависимости от стандартности — нестандартности решаемых задач:

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат.— рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

1.Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуация — обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний.

2.Основным механизмом мышления является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается в новые связи, и в нем выявляются все новые свойства.

Процесс познания начинается с первичного синтеза — восприятия нерасчлененного целого (обнаружение ключевого признака). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.

В условиях дефицита исходной информации человек действует не методом проб и ошибок, а применяет определенную стратегию поиска, чтобы охватить нестандартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами — эвристическими методами поиска. К ним относятся: временное упрощение ситуации; использование аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение "крайних случаев"; переформулировка требований задачи; временное блокирование некоторых составляющих; совершение "скачков" через информационные разрывы.

Анализ через синтез - познавательное "развертывание" объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним.

3. Обоснованность мышления. Каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Опираясь на правильные обобщения, понимание типичности ситуации, человек предвидит развитие событий, осуществляет опережающее отражение действительности, контролирует грядущие события и преобразует действительность.

4. Селективность (от лат - выбор, отбор) - способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов. Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

5. Антиципация (от лат. — предвосхищение) означает предвосхищение развития событий. Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы. Прогнозирование событий — одна из основных функций психики человека.

6. Рефлексивность (от лат. - отражение). Мыслящий субъект постоянно рефлексирует - отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки.

Под рефлексией подразумевается как самоотражение субъекта, так и взаимоотражение партнеров по общению.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе - суждению, поданному вопросу.

Мыслительный процесс—это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной творческой личности. В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, ...

Восприятие, его основные свойства и закономерности
Восприятие – целостное отражение действительности (предметов, ситуаций событий и явлений), возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Отличие от ощущений – восприятие о ...

Психические состояния
Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и ...