Этапы психологического исследования – это комплекс процедур, составляющих стадии реализации его целей и задач. Выделяются два вида этапов: этапы логического плана и организационно-процедурные этапы.
Этапы логического плана отражают последовательность выполнения стратегических задач исследования. Фигурный профнастил для забора продажа резного профнастила.
Организационно-процедурные этапы определяют ход выполнения тактических задач, взаимодействия с изучаемым объектом, действий с данными об изучаемом объекте. Все этапы имеют относительную временную последовательность, вместе с тем они могут чередоваться, обеспечивая непрерывность исследовательского процесса.
Этапы реализации логического плана исследования:
Проблемно-поисковый (сбор информации для описательных гипотез).
Аналитический (доказательство описательных гипотез).
Экспериментальный (доказательство гипотез о причинных зависимостях).
Конструктивно-практический (создание проекта – практических рекомендаций – по совершенствованию объекта).
Организационно-процедурные этапы исследования:
Подготовительный (разработка программы, методики, организационно-подготовительные работы).
Оперативный (сбор информации, консультации, экспериментирование)
Заключительный (обработка, анализ, обобщение информации, выработка рекомендаций, составление отчета).
Если рассматривать более детально, то можно отметить, что на подготовительном этапе обязательно проводятся следующие процедуры:
Предварительное знакомство с объектом исследования, выявление его специфики;
Разработка проекта программы психологического исследования. Сюда входят описание объекта, уточнение цели, основных задач, разработка общих и рабочих гипотез и т.д.
Составление рабочего плана и графика работ;
Корректировка проекта программы с участием заказчика;
Разработка методики исследования. Сюда входят проектирование инструментария, пилотаж инструментария, уточнение состава технических средств, уточнение требований к исполнителям, составление инструкций, размножение инструментария;
Построение выборки;
Подготовка исследовательской группы;
Составление сметы расходов, утверждение плана работ и сметы расходов.
На оперативном этапе осуществляются следующие процедуры:
Организация условий выполнения работ в соответствии с методическими заданиями. Сюда также будут относиться подготовка помещений и технических средств;
Составление графика проведения работ, составление наряд-заданий, их выдача исполнителям;
Установление контакта с лицами, вошедшими в выборочную совокупность, знакомство, инструктаж их;
Сбор первичной информации по заданной методике;
Обработка аудиовизуальных технических записей;
Контент-анализ открытых вопросов, дневниковых записей;
Подготовка к сдаче методических документов;
Контроль за ходом выполнения требований методики, за работой исполнителей.
Основные процедуры заключительного этапа:
Сбор учетных материалов. Проверка их заполнения;
Ручная обработка данных;
Статистическая обработка данных;
Логический анализ полученных данных;
Уточнение объема выполненных задач;
Построение проекта совершенствования объекта;
Анализ и оценка эффективности выполнения научно-исследовательских работ;
Составление итогового отчета;
Предоставление отчета заказчику. Составление плана внедрения результатов исследования.
Проблема исследования
– форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области психологических явлений, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их устранение.
Проблема исследования находит конкретизацию в постановке теоретической и методологической проблем, что способствует достижению подлинно научного знания.
Теоретическая проблема – сформулированная нерешенная задача (проблема) в области познания (в области теории).
Методологическая проблема – сформулированная нерешенная задача в области методологии, признание исследователем наличия затруднений в процессе поиска и разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся.
Проблема исследования непосредственно связана с предметом исследования, но в то же время имеет и свою специфику. Проблема исследования является характеристикой некоторой проблемной ситуации, отражением противоречия между типичным состоянием предмета исследования в реальной практике и требованиями эффективного функционирования объекта исследования. Проблема исследования всегда связана с определенным совершенствованием предмета исследования, с выявлением причин обнаруживаемых противоречий, с разработкой системы мер, направленных на повышение эффективности и качества функционирования предмета исследования, с углублением теоретических представлений о предмете исследования. Например, когда предметом исследования являются способности, а объектом исследования – личность, проблемой исследования может стать формирование способностей, их становление и развитие и т.п.
Статьи по теме:
Понятие социальной перцептии
Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по вза ...
Современные подходы к феномену
лидерства
Из всех итогов предыдущих исследований следует главный вывод: понимание феномена лидерства невозможно без анализа взаимодействия лидера и группы. Первыми это поняли К. Левин, Р. Липпит и Р.Уайт, когда провели ряд исследований психологичес ...
Основные проблемы возрастной психологии
Возрастная психология
– это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старос ...
Актуально о психологии