Исследование – это вид познавательной деятельности человека. Оно может быть стихийным и научным. Стихийное исследование ситуации непреднамеренно и служит удовлетворению естественного любопытства человека. Научное исследование организовано, ориентировано на получение истинного знания и является способом реализации этой цели в науке.
Научные исследования можно условно разделить на эмпирические и теоретические. Теоретическое исследование отличается от эмпирического ориентацией на получение достоверного, обобщенного и сопоставимого знания. Но выделение эмпирического и теоретического уровней в известной мере условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. По характеру решаемых задач и в зависимости от степени ориентации на практику исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальное исследование ориентировано на анализ психологических закономерностей и направлено на познание реальности без одновременной настроенности на получение практического эффекта от применения новых знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, предназначенного для решения конкретной практической задачи - выработки путей совершенствования объекта исследования.
Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Уникальное исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
Каждое психологическое исследование на любом этапе развития психологии может быть реализовано в трех типах моделей: концептуальной, процедурной и эмпирической.
Концептуальная модель
– это целостная система понятий, категорий и законов, раскрывающая теоретическую сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им. В конкретном психологическом исследовании основу концептуальной модели составляют теоретические положения и концепции (отсюда термин «концептуальная модель»), в рамках которых выдвигается гипотеза для разрешения поставленной научной проблемы.
Процедурная модель
– это определенные правила, алгоритмы, методики и методы конкретной науки по получению и переработке информации.
В эмпирической модели
как целостной системе количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках реализуется степень правомерности концептуальной модели.
Основой развития психологии как науки являются концептуальные модели, на базе которых строятся процедурные и эмпирические модели.
Научное психологическое исследование предполагает осознанный выбор цели исследования и его средств (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата. Научное исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на использовании научного метода познания.
Замысел исследования определяет его этапы, составляющие последовательность реализации замысла исследования. Обычно исследование состоит из трех основных этапов.
Первый этап – выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработка гипотезы исследования. В целях уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап – пробное (пилотажное) исследование, этот этап предваряет оформление методики исследования.
На втором этапе работы происходит выбор методов и разработка методики исследования, проверка гипотезы, непосредственно исследование, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий, заключительный этап строится с ориентацией на внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.
Статьи по теме:
Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного
роста специалиста
Специалист, достигший ступени своей зрелости и определенного уровня развития как индивид, личность и субъект общественного труда, развивается на основе гармоничной интеграции таких его ведущих сторон, как профессиональная деятельность, ли ...
Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы
В настоящее время вопросы, поднимаемые психологией, выходят на особое место по своей социальной значимости, общественному интересу, притягательности для молодежи. Традиционно психология считается «главной» областью человекознания. Лавиноо ...
Общее представление о неполной семье
Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья – это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Неполная сем ...
Актуально о психологии