Ситуации же структурированы по длительности времени, в течение которого сохраняется основное качество данных условий. Низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные. Следующий уровень – ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы. Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда, досуга, быта задают третий уровень. Наконец, более долговременные устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности – в рамках определенного типа общества, широкой экономической, идеологической, политической структуры его функционирования. Таким образом, структура ситуаций, в которых действует индивид, может быть так же изображена при помощи характеристики ее ступеней. Смотрите подробности поршневая ямз здесь.
Иерархия уровней различных диспозиционных образований буде строиться следующим образом: каждой диспозиции будет соответствовать пересечение уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. Выделим 4 уровня диспозиций:
1. первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, как их понимал Д.Н. Узнадзе: они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших предметных ситуациях.
2. более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответственно, - социальные фиксированные установки или аттитюды, которые по сравнению с элементарными фиксированными установками имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты).
3.третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная работа, конкретная область досуга и пр.)
4. Высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.
Данная иерархия выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности: первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию (поведенческий акт); второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях; третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением; четвертый уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности. Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий жизненный план, важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека – в области труда, познания, семейной и общественной жизни.
Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения.
Исследования Уоша показали, что установки меняются в результате необходимости адаптироваться к требованиям реальной ситуации. В этих исследованиях было обнаружено, что установки слабее реальности, и человек может в значительной степени отказываться от установок в значимых для него областях поведения большой пласт исследований связан с различными гендорными, этническими и т.д. установками. Показано, что в установках часто закрепляются и сохраняются представления, которые не соответствуют реальности.
Установка предопределяет поведение, если:
· уменьшены другие влияния
· установка соответствует действию
· если установка является сильной, важно, чтобы она входила в личный опыт жизни
· доведение установки до сознания.
Чтобы усилить связь между установкой и поведением, нужно чаще упоминать об установке.
Статьи по теме:
Развитие мышления
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуа ...
Процессы и виды воображения
Рассмотрим виды воображения. Воображение подразделяется на произвольное и непроизвольное. Непроизвольное воображение является наиболее простым видом воображения. Оно возникает в связи с теми или иными восприятиями. Например, глядя на обла ...
Восприятие
Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними ...
Актуально о психологии