Классический психоанализ направлен на то, чтобы дать Эго достичь победы над Ид, усилить Эго, сделать его независимым от Супер-эго. Цель психоанализа — сделать бессознательное сознательным и через это помочь человеку решить свои психологические проблемы и изменить поведение.
С точки зрения классического психоанализа, определяющим в понимании природы человека и его болезней является то, что все психические феномены — это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. По мнению 3. Фрейда, человек заболевает в результате инт-рапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им.
Причиной невроза является невротический конфликт между Ид и Эго. Невротический конфликт - это бессознательный конфликт между побуждением Ид, стремящимся к разрядке, и защитой Эго, препятствующей разрядке или не допускающей ее к сознанию. Конфликт ведет к усилению инстинктивных побуждений, в результате чего Эго может оказаться подавленным. В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые и проявляются как симптомы невроза.
В формировании неврозов немаловажную роль играют и внешние психотравмирующие факторы. Однако итогом их воздействия является тот же внутренний невротический конфликт между Ид и Эго. Супер-эго в невротическом конфликте может выступать либо на стороне Эго, либо на стороне Ид. При этом именно Супер-эго заставляет Эго чувствовать себя виновным.
Патогенное воздействие невротического конфликта заключается в том, что Эго вынуждено тратить энергию на то, чтобы не допустить неприемлемые инстинктивные побуждения к сознанию и моторике. Это приводит в конечном итоге к истощению Эго. В результате инстинктивные побуждения «прорываются» в сознание и поведение в форме невротических симптомов.
Эго в борьбе с запретными и опасными побуждениями Ид постоянно прибегает к различным защитным механизмам, которые могут быть эффективны только в том случае, если обеспечена периодическая разрядка инстинктивных напряжений.
Гуманистическое направление Основное значение в клиентцентрированной терапии имеют взаимоотношения психотерапевта с клиентом, а ее техники имеют второстепенное значение. Психотерапевт стремится адекватно отражать поведение клиента, пытается понять самовосприятие клиента. Клиент и его сущность являются центром взаимодействия в процессе психотерапии.
Шесть характеристик клиентцентрированной терапии:
1. Два человека (психотерапевт и клиент) должны находиться в психологическом контакте. 2. Клиент, как правило, находится в состоянии несоответствия самому себе, он может быть уязвим и тревожен. 3. Психотерапевт должен ощущать себя гармоничным, интегрированным человеком (прежде всего в момент психотерапии). 4. Психотерапевт должен проявлять позитивное безусловное внимание к клиенту. 5. Психотерапевт должен быть способен к эмпатии и к ее реализации, то есть может эмоционально почувствовать внутренний мир клиента. Эмпатия схожа с лучом солнечного света в темном густом лесу. Эмпатичные высказывания помогают инсайту, то есть внезапному озарению клиента. 6. Клиент должен ощущать, что психотерапевт проявляет эмпатию и безусловное позитивное внимание по отношению к нему.
Особенности клиентцентрированной терапии: 1. Психотерапевт создает только необходимые условия для личного роста клиента. Далее запускается организ-мический оценочный процесс клиента. Роль психотерапевта — использовать это стремление и направить клиента по нужному пути. 2. Психотерапия больше акцентируется на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных. 3. Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу «здесь и теперь»), а не на прошлый опыт индивида. 4. Терапия ориентирована на инициативу самого клиента с минимумом участия со стороны терапевта. 5. Терапевт должен быть тем, кем он есть на самом деле, то есть быть естественным.
Рождерс создал новый тип психотерапевтических групп, которые называются энкаунтер-группы, или группы встреч. Психотерапевтический процесс в группах встреч имеет ряд особенностей.
Гештальттерапия Создателем гештальттерапии считается Фриц (Фредерик) Пёрлз (1893— 1970). Он родился в Берлине в еврейской семье. Участвовал в первой мировой войне, работал вместе с Куртом Гольд штейном в Институте военных мозговых травм. Изучал в Вене психоанализ. В 1933 году эмигрировал в Голландию, затем — в Южную Африку, где основал Южноафриканский союз психоаналитиков; в 1946 году уехал в США.
Теоретические установки гештальттерапии
Фигура и фон. Поведение человека движимо различными потребностями, которые возникают при нарушении психического или физического равновесия организма.
— Душа и тело составляют неразделимое целое. — В данный (конкретный) момент своей жизни человек воспринимает события, происходящие с ним, как наиболее важные в его жизни, образующие в его сознании гештальт (фигуру), а менее важные события отходят на второй план (фон). - Построение и завершение гештальтов — естественный ритм жизнедеятельности организма. — Человек как саморегулирующееся существо может достигать оптимального равновесия внутри себя, между собой и средой. — Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту), а его незаконченность побуждает организм к формированию фона. - В качестве фигуры (гештальта) могут быть желания, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают. - Незавершенный гештальт, оказывающий воздействие на психическое состояние человека, — это результат неудовлетворенной потребности. - Блокировка незавершенных гештальтов — это основа невроза. — Задача психотерапевта — помочь клиенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (то есть сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализовать эту потребность (то есть завершить гештальт).
Статьи по теме:
Понятие и классификация психических состояний
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом. В любом психическом состоянии можно ...
Конфиденциальность
Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам – важнейший принцип работы консультанта. Несоблюдение этого принципа ведет к полному краху доверия пациента к консультанту и делает его работу б ...
Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с правилами» (подвижные и настольные).
...
Актуально о психологии