Состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Говоря о коммуникации, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми с различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и тому подобное. В условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, происходит обмен.
Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласие по поводу различных ситуаций или проблем. Для межличностного общения характерен механизм обратной связи.
Так, выделяют прямую и косвенную связь.
Косвенная обратная связь
- это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.
Эта формальная обратная связь. Для этого обычно используют различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции, к которым партнер не готов. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно ему хочет сказать реципиент.
Прямая и обратная связь
, когда информация поступает от реципиента в открытой, недвусмысленной форме. Это искреннее, непосредственное общение.
Коммуникативное общение
может быть представлено двумя уровнями:
· Вербальный уровень
- в качестве средства передачи информации используется речь, как уникальное знакомое средство, выработанное в процессе культурно-исторического развития.
· Невербальный уровень
включает в себя жесты, мимику, пантомимику, тембр голоса, его диапазон, тональность, поза, смех, кашель, плач, вздох, организация пространства, дистанция между партнерами по общению в момент общения.
В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
Общение в данном случае можно рассматривать как трансакцию.
Трансактный анализ
– направление, предполагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их пропорций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия
Теорию создал Э.Берн в 1955г. в США.
В основе этой теории лежит понятие о трансакции – это действие или акция, направленная на другого человека, это единица общения.
Главная цель теории (теория РДВ)–оказать психологическую помощь людям, имеющим проблемы в общении.
Эрик Берн провел структурный анализ поведения, мыслей, чувств, желаний и обобщил его. Он дал характеристику трех элементарных сфер, которые есть в каждом человеке.
Каждый человек был когда-то ребенком.
Каждый человека имел родителей или заменявших их воспитывающих взрослых.
Каждый человек со здоровым мозгом способен адекватно оценивать окружающую действительность.
В связи с этим Э.Берн выделил 3 состояния:
Я – «Дитя»;
Я - «Родитель»;
Я- «Взрослый».
В каждом человеке есть три «Я»: родитель, дитя, взрослый.
«Дитя»
- зависимое, подчиняемо и безответное существо.
«Родитель»-
независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя.
«Взрослый»
- умеющий считаться с ситуацией, может понимать интересы других и распределять ответственность между собой и окружающими людьми
«Я-дитя» возникает и разрабатывается в детстве, в том же возрасте возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется «Я-родитель» , что касается «Я-взрослый», то оно складывается долго, порой десятилетиями за счет жизненного опыта субъекта и накопления у него того, что называется житейской мудростью.
Выступая в позиции Дитя человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе; в позиции «Родитель»- самоуверенно-агрессивным («сверху»), в позиции «Взрослый»- корректным и сдержанным («рядом»).
Для гармонического развития отношений желательно равномерное и пропорциональное проявление трех «Я» в зависимости от ситуации и жизненных задач, независимо от того, кто это – женщина, мужчина , ребенок, старик.
В каждом человеке «живут и сосуществуют» одновременно каждые из этих трех «Я», но их проявление и доминирование зависит от конкретной ситуации общения в данный определенный момент.
Эрик Берн выделил четыре жизненных сценария, которые программируются в детском возрасте:
Я плохой – ты хороший. Заниженная самооценка, человек – неудачник. В ранней ситуации невозможно нормальное развитие личности. Во всех своих неудачах человек винит только себя.
Я хороший – ты плохой. Эгоисты с завышенной самооценкой, надменны, проявляют неуважение к другим людям, склонны обвинять всех окружающих.
Я плохой – ты плохой. Человек подавлен, нахдится в агрессивной ситуации. Меня не принимают, и я никого не принимаю. Человек, который мало получает внимания. Эта позиция уничтожает самого человека.
Статьи по теме:
Модели психокоррекции
В практике ПК работы традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная психокоррекция.
Общая модель коррекции - это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в себя щадящ ...
Историческая справка
Термин невроз был введен во второй половине XVIII века для обозначения ряда заболеваний нервной системы. С того времени менялись точки зрения на сущность невроза. Со второй половины XIX века закрепилась точка зрения, что невроз – это псих ...
Труд
Трудовая деятельность или труд - это целесообразная активность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Труд всегда нацелен на достиже ...
Актуально о психологии