«Нормальные люди умеют жить» - именно так почти всегда говорят люди, когда пытаются анализировать свою жизнь, те события, которые привели их к психологу. Продолжение этой фразы тоже достаточно традиционно: " . а я (или он, или она), как ненормальная". Описание такой "ненормальности" может содержать разные характеристики: "честно работаем", "пытаемся делать все для детей", "хотим как лучше", "все за правду принимаем", "верим людям", "слушаем учителей", "доверяли детям" и т.п. Чаще всего по оценке собственной "ненормальности" люди пытаются показать свою благосклонность моральным правилам, которых нет у "нормальных" людей, которые владеют умением жить. Люди склонны отождествлять психологические и моральные оценки человека, из этого взгляда, "ненормальность" как прохождение моральным нормам является формой сообщения ценностной информации о себе, что прямым текстом не может быть выражена (или человек не умеет этого делать). Чаще всего это еще и желание показать свою индивидуальность и получить оценку ее как ценностного образования, как способ фиксации своего положения среди людей.
Оценка себя как "ненормального" нет клинической оценкой, скорее это презентация своей возможности воспринимать и анализировать законы жизни и отношения людей. Это метафора, которая раскрывает потенциальную возможность жить иначе, жить "нормально", если . Условия своей нормальности как потенциально возможного качества, люди видят по-разному, в зависимости от того содержания, что привносят в свою "ненормальность". Это могут быть и социально-экономические условия, и бытовые, и вековые, и религиозные, и биологические (рост, вес, пол).
Тема "нормального человека" и его умение жить в психологическом консультировании возникает во время обсуждения вопроса: "Что делать?" Это вопрос - заключительная часть консультирования, когда в той или другой форме уже были обсуждены вопросы: "Что происходит?", "Отчего это происходит?" и, естественно, возникает необходимость каких-то действий.
Есть несколько причин (путей) возникновения этой темы в консультировании.
Первый путь - это обращение к психологу за объяснением причин, где важным является момент возможного существования аналогичного факта у других людей. Другие люди присутствуют как своеобразная гарантия того, которое есть в собственной жизни нормально, то есть доступно пониманию и влиянию. В этом возрасте, наверно, это во многих бывает. Так спрашивает клиент, или апеллирует к опыту психолога: "В вашей практике такие случаи уже были?", или вопрос обращение в желаемое будущее: "Могут быть, с возрастом это пройдет, как у всех людей?"
Второй путь появления этой темы в психологическом консультировании связан с прямым вопросом о клинической нормальности (психическом здоровье человека), которая чаще всего аргументируется тем, что "страшно идти к психиатрам и портить жизнь человеку".
Третий путь, которым вводится эта тема, основывается на непосредственном анализе психологом текстов другого человека, где очень или мало ни Высказываний и преобладают разные формы "отхода" от обозначения своей психической реальности и Я. Людина чаще всего говорит, что он "не умеет" или "стесняется" говорить о себе, говорить от себя.
Четвертый путь - это путь проверки правильности своих действий ("Может быть, я неправильно делаю? Как лучше делать? Как нужно правильно делать?").
Статьи по теме:
Организационно-процедурные этапы исследования
Этапы психологического исследования – это комплекс процедур, составляющих стадии реализации его целей и задач. Выделяются два вида этапов: этапы логического плана и организационно-процедурные этапы.
Этапы логического плана отражают после ...
Формирование базовой культуры личности
Формирование культурно развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества ...
Развитие половой функции
Согласно господствующему мнению, в основном сексуальная жизнь человека состоит в стремлении привести свои собственные гениталии в контакт с таковыми кого- нибудь из представителей противоположного пола. В качестве сопутствующих явлений и ...
Актуально о психологии