В данном представлении наглядно видны результаты возможного установления справедливости с применением добровольных и принудительных мер. Так, к принудительным можно отнести действия аналогичные взиманию налогов, пошлин, штрафов и прочих правовых действий, регулирующих межличностные отношения, а также насильственных действий, которые предусматривают противоправные формы поведения.
Принудительные правовые меры в регуляции справедливых отношений принадлежат скорее не к отдельным межличностным отношениям, а к отношениям отдельной личности в группе или отдельных групп. Если рассматриваются социальные отношения, то межсоциальные распространяются на индивида соответствующего социального слоя.
Если говорить о принудительной форме поведения в межличностных отношениях, то любое воспринимаемое принуждение по отношению к себе всегда психологически оценивается как несправедливое действие (насилие), и только рамки зависимости или необходимости, связывающие двух индивидуумов, сохраняют их отношения в пределах нормальных (нормативных), но с известной степенью напряженности или конфликтной ситуации. Если в последующих отношениях не происходит компенсации нанесенной несправедливости, то происходит суммирование или накопление ошибок отношений и возникает конфликт, формы, разрешения которого могут быть самыми различными. Существенной особенностью в оценке действий как своих, так и других относительно себя, имеют психофизиологические особенности личности и той социальной среды, в которой она формировалась. Если первые (психофизиологические) определяют возможности и форму проявления отношений, то вторые (социальная среда) - содержательную сторону характерных для конкретной социально-средовой организации отношений.
Характерная особенность распределения результирующей оценки справедливости отношений связана с наличием некоторой области, имеющей нормальную плотность распределения и диапазон рассеивания. Именно такая природа распределения объясняет то, что имея различную биологическую предрасположенность к восприятию среды и ее адаптации, а также динамику самой среды (как социальной, так и природной), порождается комбинаторика всевозможных сочетаний, имеющих различную долевую значимость способствования и препятствования установлению справедливых отношений. Различный диапазон оценки отношений и места нахождения математического ожидания этих оценок порождает разное понимание и суждение о происходящем.
В коллективных отношениях вырабатывается, как правило, наиболее приемлемая форма, обеспечивающая справедливость, адекватную в данном случае норме отношений. Естественно, индивидуальные представления о справедливости или о норме могут отличаться от коллективных, обеспечивающих устойчивость этой нормы. В данном случае индивидуумы с различными статистическими характеристиками имеют различные особенности поведения. Более широкий диапазон рассеивания относительно основной формы поведения (см. рис. 5,6) говорит о большей приспособляемости, вариантности в среде, но обладает меньшей различимостью и допускает неточность в оценке как в определенном диапазоне равнозначности хорошего и плохого, так и в возможном систематическом смещении этой оценки в сторону либо хорошего, либо плохого. Именно неточность (ошибка) в оценке реальной ситуации является фактором, определяющим возможную сложность как межличностных, так и групповых отношений.
Неточность в оценке (ошибка) определяет толерантность пространства, в котором строится сложная структура межличностных и социальных отношений. Толерантность пространства и сложность структурной организации отношений четко взаимно детерминированы. В конкретной неточности событий возможна только определенная сложность формы отношений.
Это положение имеет строгое математическое доказательство и в понимании природы возникновения внутренних противоречий в межличностных и групповых отношениях или природы развития конфликтов представляют особый интерес. Речь идет о специальном рассмотрении ошибки или неточности в оценке ситуации при построении межличностных отношений и сохранении их нормы, что может быть использовано для целенаправленного воздействия на их формирование. Особого внимания заслуживает двойственное значение ошибки в обеспечении устойчивости отношений. С одной стороны, толерантность (неточность, ошибка) обеспечивает инертность в сохранении предшествующего состояния, чем повышает его устойчивость, а с другой - способствует накоплению систематической ошибки, формированию скрытого иди латентного конфликта.
Статьи по теме:
Механизм развития неврозов у детей
Невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые призн ...
Основы функции психики. особенности психического отражения
Этимологически слово «психика» (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несете смыловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству это ви ...
Толкование сновидений
Мы находим путь к пониманию ("толкованию") сновидения, допуская, что наши воспоминания о сновидении являются не истинным его процессом, а лишь фасадом, за которым этот процесс скрывается, здесь мы имеем разделение между явным со ...
Актуально о психологии