Основополагающим фактором сохранения равновесного состояния как инвариантной формы нормы и ее оценки на любых социальных уровнях организации общественных отношений является понятие справедливости, или как его определяют Р. К. Хьюсман и Д. Д. Хэтфилж - фактора справедливости в отношениях между людьми. Именно чувство справедливости определяет устойчивые или нормальные отношения. В свою очередь ощущение справедливости формируется и воспринимается, с одной стороны, условиями социальной среды, а с другой - психофизиологическими особенностями личности, и не могут быть одинаковыми у всех индивидуумов. Фактор справедливости во взаимоотношениях строится на двух действиях: дать и получить. Для сохранения равновесных (хороших) отношений необходимо как давать, так и получать.
На межличностные или межгрупповые отношения влияют не намерения, не усилия и количество времени, потраченные на развитие этих отношений, а то, как они воспринимаются другим человеком. В данном случае оценка действительности является отражением восприятия принимающего ее и, естественно, несет определенную субъективность.
В своих отношениях, делается ли это сознательно или подсознательно, как правило, люди отдают, чтобы получить. Это могут быть прямые межличностные отношения либо опосредованные через одно или нескольких лиц: отдаленные во времени, месте или их значимости (силы воздействия). Многогранность деятельности порождает адекватные взаимоотношения как свое внешнее отображение. В обмене результатами своей деятельности каждая из сторон ценит то, что для нее требует больших усилий для их достижения. Всегда отдается то, что легче делается или достигается взамен за то, что составляет трудность или невозможность сделать самому. Сравнение такого обмена и рождает чувство справедливости. Естественно, что оно носит субъективный характер, который зависит от сочетания многих факторов. В данном случае, говоря о некой общей норме справедливости, вновь приходим к вероятностной природе ее понимания с некоторой усредненной характеристикой и допустимыми границами ее соблюдения или согласия.
Фактор справедливости в изложенном представлении давно сформулирован и используется в психологии, антропологии, экономике, философии. Впервые это понятие было определено более 2 тыс. лет назад. Так, в работе Аристотеля "Никомахова этика" говорится, что суть человеческих взаимоотношений заключается в том, что люди отдают и получают. "Само существование государства, - подчеркивал мыслитель, - зависит от взаимодействия в обмене результатов труда, связывающих людей". Построение отношений по принципу "дать, чтобы взять" нашло свое отражение в экономической истории ХVIII-ХIХ вв., в частности в работах Дж. Стюарта Милля, А.Смита и И.Бентама. А.Смит в своей книге "Могущество наций" говорит: "Мы ожидаем получить наш обед не вследствие благотворительности мясника, повара или пекаря, а благодаря их заботе об их собственных интересах".
Известно, что непрерывный обмен привел к необходимости создания унифицированного эквивалента - денег. Но в повседневных взаимоотношениях межличностного обмена люди обмениваются гораздо большим, чем деньги с постоянной оценкой за то, что приобретается. Это и является основой справедливости.
Замена понятия нормы на справедливость не решает проблему количественной оценки этой характеристики, но делает ее более понятной в плане соотношений "что я даю?", "что я получаю?" и наполняет норму конкретным социально-средовым содержанием, что отражает ценности конкретной социально-психологической среды. Если бы этот обмен измерялся некоторым эквивалентом, то возможно введение его меры. Такими эквивалентами во многих случаях выступают материальные ценности, которые всегда имеют стоимость, но это только часть взаимоотношений как индивидуальных, так и коллективных. Намного более сложной является оценка духовной стороны отношений.
Стремление количественного измерения оценки справедливости во взаимоотношениях имеет вполне обоснованный подход и может успешно быть разрешенным. Целесообразность решения этой задачи объясняется тем, что при более точной количественной и качественной оценке можно существенно влиять на ход развивающихся конфликтов и направлять их разрешение в нужное русло. Привлечение компьютерной техники позволяет уже сегодня создавать автоматизированные экспертные системы с прогнозированием оптимальных вариантов развития ситуации. Для этой цели можно использовать различные варианты введения меры в системообразующих отношениях, обеспечивающих сохранность справедливых отношений. Наиболее распространенным методом оценки фактора справедливости во взаимоотношениях является тест, в котором систематизируются действия "Что я даю?" и "Что я получаю". В эти понятия можно вкладывать различное содержание - время, совет, преданность, деньги, вещи, которые, кроме содержательной стороны, имеют стоимость, различные формы отношений, позволяющие иметь перспективу на решение конкретных задач и пр. Однако при всем многообразии содержания используемых характеристик, оценку "Что я даю?" и "Что получаю?" целесообразно давать в баллах. Точность измерения может осуществляться по шкале с любым количеством баллов. Конкретную запись содержания "Что даю?", "Что получаю?" можно регистрировать на отдельных листах, а их номер заносить в свободную таблицу с оценкой этих действий.
Статьи по теме:
Понятие содержания образования
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию.
Традиционная педагогика ориентирова ...
Понятие общественности и общественного мнения
Еще в Х IX веке издатель американской газеты "Atlantic Monthly" Джеймс Рассел Лауэлл отмечал: "Давление общественного мнения подобно атмосферному. Его не видно, однако оно давит с силой шестнадцать фунтов на квадратный дюйм ...
Модифицированный вариант MMPI - тест СМИЛ
СМИЛ в первую очередь, нацелен на изучение личности. Многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию. В связи с ...
Актуально о психологии