А.Ф. Лазурский, пытаясь связать в рамках единой индивидуальности формальные и содержательные характеристики, писал: «Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером». В основу своей теории он положил принцип активного приспособления индивида к среде, а для классификации выделил два основания – психический уровень и психическое содержание. Чем выше психический уровень (А.Ф. Лазурский выделил их всего три), тем более успешно, активно и продуктивно идет приспособление. Икеа рабочий стол купить www.slavstol.ru.
Уровни психического развития определяются со стороны врожденных качеств, одаренностью человека и запасом его нервно-психической энергии (жизненных сил). В психологическом плане критериями повышения уровня являются следующие признаки:
1. Продуктивность деятельности, объем и дифференцированность, богатство оттенков интересов человека.
2. Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие собой неравнодушие к результату своих усилий.
3. Сознательность и произвольность психических проявлений, преобладание идейных процессов над чувственными.
4. Все возрастающая координация психических элементов и усиление связи между ними (интегрированность личности).
Итак, уровень психической жизни в системе А.Ф. Лазурского сегодня может быть назван скорее уровнем самоактуализации личности, как это принято в гуманистических учениях А. Маслоу и Э. Шострома.
Содержание психической жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления, индивидуальные вариации в ответах индивидов на проявления среды. А.Ф. Лазурский считал необходимым выделять эндопсихику (которая включает все основные психические и психофизиологические функции – чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка к формально-динамическим характеристикам; она существует и может быть описана через комплексы (сочетания разных психических функций) и в основном задается врожденными биологическими механизмами.
Экзопсихика включает отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика практически идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий.
Эндо- и экзопсихика взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. (Например, способности проявляются только в деятельности, а мотив и интерес – это экзопсихические качества).
А.Ф. Лазурский построил довольно сложную типологию, основанную на сочетании различньтх эндо- и экзопсихических комплексов на каждом уровне развития. Примечательно, что для разделения на типы внутри каждого уровня А.Ф. Лазурский использовал «плавающие» критерии, меняющиеся от уровня к уровню. Таким образом, с повышением уровня увеличивается «вклад» духовно-мировоззренческих особенностей и уменьшается влияние биологического фундамента личности, в то время как у «бедной, примитивной души» все богатство душевной жизни сводится к эндопсихике, которая «подтягивается» за целями и ценностями человека.
Эта мысль близка современной духовно-ориентиронанной психотерапии, которая также подчеркивает необходимость и ценность высоких идеалов для успешного решения задач, которые возникают в повседневной жизни и экстремальных ситуациях.
А.Ф. Лазурский выделил три группы характеров:
1. Приспосабливающиеся
стремятся приспособить среду к собственным потребностям и запросам. Идеалы:
а) альтруизм,
б) индуктивное и дедуктивное знание,
в) красота,
г) религия,
д) общество и государство,
е) внешняя деятельность и инициатива,
ж) система и организация,
з) власть и борьба.
2. Приспособившиеся
характеры отличаются взаимовлиянием среды и человека. Психосоциальные категории: непрактичные теоретики-идеалисты:
а) ученые;
б) художники;
в) религиозные созерцатели;
г) практики-реалисты;
Статьи по теме:
Влиние общения на психическое развитие ребенка
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребенка общ ...
Общие представления об исследовательской инициативности и её значении
Для понятия исследовательской инициативности более общим, родовым является понятие «инициативность». Под инициативностью понимается комплексное образование, включающее:
а) активное творческое отношение личности к миру, основанное на внут ...
Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
Этнические конфликты, представляют собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому психо ...
Актуально о психологии