Стили управления

Страница 1

Теории, основанные на поведенческом подходе, осуществляют классификацию стилей руководства. Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным.

Выделяют автократично-либеральный континуум стиля руководства:

1. руководитель принимает решение сам и его объявляет;

2. руководитель предлагает решение сотрудникам;

3. руководитель представляет идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения;

4. руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения;

5. руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение;

6. руководитель ставит определенные границы и предлагает группе найти решение;

7. руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках.

На основе континуума, где одна крайность – руководитель, ориентированный на задачу, работу, и другая крайность – руководитель, ориентированный на сотрудников, Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы лидерства.

Система 1

Система 2

Система 3

Система 4

Эксплуататор-скоавторитарная

Благосклонно-авторитарная

Консультативно демократическая

Основана на участии в управлении подчиненных

Выделяют следующие стили управления (Курт Левин):

· авторитарный (директивный),

· демократический (коллегиальный),

· либерально-анархический (попустительский).

Есть еще несколько классификаций стилей руководства, они развивают или модернизируют предложенную:

· непоследовательный стиль – непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому;

· ситуативный стиль управления (П. Херси) гибко учитывает уровень развития подчиненных и коллектива (ставит в соответствие управленческое воздействие в зависимости от уровня развития сотрудника, коллектива);

· «управленческая матрица» (Р.Блейк, Д.Мутон), в соответствии с ней выделяется 5 типов руководителей: «либерал», «организатор», «манипулятор», «пессимист», «диктатор»;

в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности (японский автор Т. Коно) – 4 типа: консервативно-интуитивный, консервативно-аналитический, новаторско-интуитивный, новаторско-аналитический.

Теории, основанные на ситуационном подходе, считают, что не существует никакого оптимального стиля руководства: успешное поведение определяется не одним фактором, а ситуацией в целом.

Ситуационная модель Фидлера учитывает три фактора:

отношения между руководителем и подчиненными,

объем законной власти,

структура групповой задачи.

Теория Митчел-Хауса: «путь-цель» выделяет 4 основных стиля: директивный, поддерживающий, поощряющий участие, ориентирующий на достижение цели.

Теория Врум-Йетон предполагает, что для принятия решения можно использовать дерево решений.

Основные качества (Генри Минтцберг):

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Развод, причины и типология
Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою историю развития. По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. XX в. В. В. Солодниковым, в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультаци ...

Эмоционально–волевая сфера личности
В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к само ...

Нейролингвистическое программирование как лингвистически ориентированная терапия
Среди других направлений и школ современной психотерапии нейролингвистическое программирование (НЛП) занимает особое место. Специфическая черта этого подхода заключается прежде всего в его притязаниях на высокую эффективность - книги по Н ...