Метод непосредственного наблюдения.

Материалы » Основные методы психологии труда » Метод непосредственного наблюдения.

Страница 3

Для более полного ознакомления с использованием алгоритмического способа описания трудовой деятельности следует обратиться к психологической литературе 60-х годов, и в первую очередь к работам В. Н. Пушкина[3] и Г. М. Зараковского.[4]

Не отрицая определенной полезности алгоритмической фиксации последовательности трудовых актов в зависимости от логических условий, необходимо отметить, что ряд авторов отводят составлению алгоритмов чуть ли не ведущее место в психофизиологическом анализе трудовой деятельности. С этим никак нельзя согласиться. Алгоритмическое описание, во-первых, не раскрывает психологического содержания профессий, ее перцептивных, интеллектуальных процессов, специфики моторных актов; во-вторых, оно не дает временных характеристик трудовой деятельности. Кроме того, во многих видах, даже довольно простого рабочего труда, не все психологические компоненты могут быть описаны с помощью логических схем. Это отмечает, и Пушкин В. Н.[5] Алгоритмическое описание является в ряде случаев удобным дополнительным средством к детальному хронометражу и подробным протоколам? наблюдения. В целом увлечение кибернетическим подходом к исследованию психической деятельности в реальных видах труда уже прошло. Совершенно правы В. П. Зинченко и В. М. Гордон в том, что «к настоящему времени этот подход уже утратил свою первоначальную универсальность».[6]

Экспериментальные психологические и физиологические пробы (на схеме 1д) позволяют дополнить непосредственное наблюдение объективными замерами некоторых психофизиологических изменений по ходу выполнения профессиональной деятельности. Они позволяют как бы «увидеть» некоторые особенности проявлений психики, которые недоступны прямому наблюдению. Чисто психологические пробы, как правило, можно брать, только отрывая рабочего от его труда. В связи с этим их применяют обычно «до» и «после» работы, а также в обеденный перерыв или при «вынужденных паузах». Они должны: занимать минимальное время и быть сугубо целенаправленными, т. е. быть строго обусловлены характером данной профессиональной деятельности, не требовать сложной аппаратуры. Это могут быть краткие измерения объема внимания, его концентрации, распределения и переключения, скорости и точность двигательных реакций, объема кратковременной памяти, быстроты решения некоторых мыслительных задач и т. п. В условиях реального производства могут быть с успехом использованы физиологические и психофизиологические пробы, по которым косвенно можно судить о психических состояниях рабочего. Развитие экспериментальной техники позволяет в настоящее время брать некоторые из этих проб, не отрывая работника от его труда. С помощью системы специальных, не мешающих рабочему датчиков и регистрирующих устройств можно измерять (в ряде случаев даже дистанционно) частоту пульса, частоту и глубину дыхания, мышечный тонус и тремор рук, температуру тела и разных участков кожи, делать замеры частоты слияния мельканий (ЧСМ), хроноксии, регистрировать движения глаз, повороты головы, мышц гортани и языка при внутренней речи, кожно-гальванические и сосудистые реакции снимать электромиограмму, электрокардиограмму, электроэнцифалограмму и др. Детальная расшифровка результатов эти наблюдений позволяет многое добавить к материалам прямого наблюдения. Конкретному применению физиологических и психофизиологических проб отводится, немало места в многочисленной литературе по психологии и физиологии труда, к которой мы и отсылаем читателей.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Понятие речи. Виды речи
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств язык ...

Потребности, их характеристика и классификация
Потребность – это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимые условия для его нормального ф-ционирования. Виды: биол потреб-ти (потреб-ти организма), соц потреб-ти (потреб-ть в общении, сперв ...

Cмeнa нaучных пaрaдигм и cинeргeтикa
Oчeнь бeглый и дaлeкo нe пoлный aнaлиз тeoрeтичecких уcпeхoв cинeргeтики пoкaзывaeт, чтo дaннoe нaучнoe нaпрaвлeниe дeйcтвитeльнo увeличивaeт нaши знaния o мирe, прeдocтaвляeт вoзмoжнocть пocтaнoвки вoпрocoв Прирoдe и пoлучeния нa них oтв ...