Психологическое тестирование — метод объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные ответы на определенным образом, сформулированные вопросы или через другие поведенческие проявления. Родоначальником тестирования считается Д. Кэттел, однако впервые этот метод был крупномасштабно и обоснованно применен Ф. Гальюном, которого называют «Галилеем психодиагностики».
Методический инструмент тестирования представляет собой систему специальных заданий — тест. Методы опроса и диалогические методы обеспечивают исследование личностных особенностей (психических свойств) на основе вербальной коммуникации между исследователем и испытуемым. Анкетирование — основной метод получения первичной социально-психологической информации на основе опроса испытуемого. Методическое средство — анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом, для получения от респондента (опрашиваемого) каких-либо сведений. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить собственные. Диалогические методы предполагают высокую зависимость получаемых диагностических результатов от особенностей контакта исследователя с испытуемым.
К числу основных диалогических методов традиционно относят беседу и ее разновидность — интервью. Беседа в психологии — это метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Подобно анкетированию, относится к методам опроса. Широко применяется в социальной, медицинской, детской психологии и др. психологических дисциплинах. Кроме того, представляет собой основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования или воздействия — от строгой инструкции в психофизическом эксперименте до свободного, непосредственного общения в психотерапии. Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных с помощью других методов, особенно, наблюдения.
Интервью — вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы.
В сравнении с анкетированием интервью предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, их большую детализацию и развернутость. Часто вопросники для интервью строятся по типу социологических анкет, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования для первичной ориентировки в проблеме.
Интерактивные методы (от англ. Interact — взаимодействовать) предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого. В данном случае контакт с испытуемым не исчерпывается вербальной коммуникацией и может включать также совместные действия. Примером служат диагностические игры, широко применяемые при диагностике уровня психического развития ребенка, а также в детском психоанализе, где игра выступает в качестве соответствующего возрасту эквивалента метода свободных ассоциаций (знаменитая «игра в песочнице» — «sand play»). Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии. Первоначально психобиография, как специфическая система методов, возникла в рамках психоанализа З. Фрейда, которому принадлежат образцы психологических биографий ярких деятелей мировой культуры и истории (Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, президент США Вудро Вильсон). Дальнейшее развитие получила в трудах его последователей — неофрейдистов («Молодой Лютер» Э. Эриксона, психологический портрет Гитлера в теории деструктивности Э. Фромма). На основе психобиографического подхода сложилось особое направление — психоистория, у истоков которого стоял Э. Эриксон. К этой же группе исследований могут быть отнесены так наз. «патографии» великих людей, начиная со знаменитой работы Ч. Ломброзо «Гениальность и помешательство». Психогенетические методы призваны установить соотносительное влияние наследственности (генотипа) и среды на формирование индивидуальных и типологических особенностей психики. Тесно переплетаются с методами генетики. Наиболее информативен близнецовый метод — стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном в 1875 г. Заключается в сопоставлении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод базируется на предпосылке, что близнецы подвергаются приблизительно одинаковому влиянию факторов среды, и сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных. Предназначен для выявления роли генотипа и среды в процессе формирования исследуемого психологического качества или целого ансамбля свойств личности.
Статьи по теме:
Восприятие другого в условиях личного
субъект-субъектного общения
Вопрос об изучении сферы не просто дружеских отношений, товарищества, а той самой редкой "настоящей " дружбы еще и начале 21 века остается открытым. То же общее определение дружбы большинством словарей (2): "устойчивые, дол ...
Формы мышления
Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства одно родной группы предмето ...
Вундтовская школа психологии
Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832-1920). Его первой книгой было «Учение о мышечных движениях» (1858), второй- «Материалы к теории чувственного восприятия» (185 ...
Актуально о психологии