Адекватные и патологические реакции на экстремальные ситуации

Материалы » Основы психосоциальной работы » Адекватные и патологические реакции на экстремальные ситуации

При воздействии стресс-факторов экстремальной ситуации большинство современных исследователей выделяют два вида реакций человека: адекватные и патологические. Основным содержанием адекватных форм реакции являются специфические реакции организма, направленные на устранение или преодоление влияния экстремальных факторов или поддержание необходимых видов деятельности. Особенностью поведенческих форм является их осознанный целенаправленный характер. Это подразумевает формирование у человека определенного плана действий, основанного на анализе качественных, а иногда и количественных характеристик экстремальных условий.

Патологическая форма реакции характеризуется относительно малой связью со специфичностью экстремального условия. Она направлена, прежде всего, на сохранение функционирования организма и лишь в значительно меньшей степени на сохранение структуры трудовой деятельности. Сознательный контроль за поведенческими реакциями здесь ослабевает, и в крайних случаях наблюдаются бессознательные поведенческие реакции типа паники.

Реакции тревоги дифференцируются на малую, среднюю и крайнюю степени. Психологическое содержание реакции тревоги малой степени заключается в стремлении проанализировать внешний раздражитель, оценить его значимость и выработать реакции пассивной защиты от воздействующего фактора. В отличие от обычной ориентировочной реакции реакция тревоги при действии слабого экстремального фактора более устойчива и в ней более выражен компонент психических, поведенческих ответов. Наиболее выраженными являются изменения порогов восприятия, изменения ряда психологических функций, нарушения нормального хода выполнения профессиональных действий. Вместе с тем, появление реакций тревоги малой степени не вызывает значительных эмоциональных изменений, не изменяется и значимость, и соотношение мотивов деятельности.

При реакции тревоги средней степени появляются ошибки в трудовой деятельности человека. Ошибки учащаются, нарушается процесс осуществления сознательного контроля за ними, изменяется структура ассоциативных связей, происходит их упрощение. В частности, нарушается чувство восприятия времени. Эти явления характеризуются как эмоционально-ассоциативные нарушения, ведущим компонентом которых является сужение поля сознания. Одним из наиболее существенных признаков реакции тревоги является изменение мотивов деятельности, где на первый план выходят мотивы страха, ухода из экстремальной ситуации. Доминантным становится какой-либо один из множества мотивов, в обычных условиях определяющих деятельность человека. Появляется резко выраженное эмоциональное напряжение. Оно легко определяется по вегетативным признакам, мимике, речи и движениям человека. Так, в речи появляются паузы, увеличивается длительность и громкость произнесения гласных, разборчивость согласных падает за счет нарушений артикуляции звуков. Состав сообщений также меняется: они обрывочны, зачастую неполны, часто встречаются повторения. Движения становятся менее точными, в них вовлекается больший, чем это необходимо, мышечный аппарат и т. д.

Одним из самых сильных психических состояний, характерных для пребывания в экстремальных условиях вооруженного конфликта, является состояние возбуждения. Время пребывания в зоне конфликта зачастую рассматривается ветераном как самый важный и яркий период в его жизни. Жизнь в мирных условиях кажется им пресной и скучной, что может подтолкнуть их к совершению каких-либо неправомерных поступков исключительно ради достижения состояния возбуждения.

Некоторые случаи массовых убийств гражданского населения являются актами целенаправленной политики. Другие, хотя и являются умышленными, но представляют собой реакцию на кумулятивный стресс (боевую усталость). Эти случаи наиболее вероятны в условиях локального вооруженного конфликта, когда женщины и дети из числа местных жителей принимают непосредственное участие в боевых действиях.

Психосоциальная работа с пожилыми и старыми людьми считается одной из самых сложных в физическом, психологическом, социальных аспектах. К старости человек приходит с багажом старых и новых проблем. С ним остаются все индивидуальные черты характера, темперамента, личностные особенности и модели поведения, которые он использовал в различных ситуациях во все периоды своей жизни. Для социального работника необходимо понимание и осознание всей сложности соматических, психологических, медицинских, социальных проблем каждого человека, обращающегося к нему за помощью. Психосоциальные работники должны иметь специальную универсальную подготовку, которая в их практической деятельности способствовала бы своевременному и каченному удовлетворению нужд и потребностей пожилого человека. В психолого-социальной работе обязательно должен быть дифференцированный подход как старому человеку таки к его окружению. Необходимо знание и понимание физиологических характеристик возрастных градаций пожилого, старого и престарелого человека: 60-64; 65-69; 70-75-ти и более лет. Специалист должен иметь банк данных обслуживаемого контингента стариков с указанием места и условий проживания, социального положения, имеющихся льгот, заболеваний соматических, психических, особенностей личности. Уход за старыми людьми предусматривает планирование и организацию всех его аспектов с привлечением значимых для старика лиц, которым он доверяет. Доброта, честность, порядочность, умение слушать, сострадать – необходимы качества профессионального работника. Знание соц.работником этих этических норм и правил деонтологии определяет эффективность его деятельности, в особенности во взаимоотношениях с пожилыми и престарелыми людьми.

Статьи по теме:

Психическое развитие детей и подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды
Психическое развитие и становление личности в онтогенезе, исходит из положения, что психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. Подростковый возраст – период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взросл ...

Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ
Глубинная психол – выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась эту часть самостоят изучать: Фрейд, Юнг (аналит-кая психол), Адлер (индивид-ная психол). Психоанализ – одно из наиб известных направлений зарубежной психол, во ...

Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и тд.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает налич ...