Заключение

Мною были поставлены ведущие цели - отобрать и использовать на уроках эффективные методы и средства развития ответственности и апробировать эти методы и средства развития профессиональной ответственности в процессе обучения;

Результаты проведенных мероприятий по формированию компетенции ответственности прежде всего привели к повышению уровня качественной на 27% и абсолютной успеваемости на 35 % по сравнению с предыдущим годом для экспериментальной группы «Сварщиков».

Воспитание ответственностью как проявление доверия оказалось действенным к обучающимся с системе профтехобразования. Развивая в обучающихся самостоятельность, мы способствуем тому, чтобы он начинает чувствовать, знать и переживать чувство ответственности перед другими людьми, а не только, поступая так-то и так-то, избегать их окриков и наказаний. В самом начале это, конечно, ближайшее его окружение, затем эта сфера расширяется. И, в конце концов, приходит чувство ответственности за свои дела и поступки перед другими и обществом в целом, как перед самим собой. Постепенно формируется потребность максимально эффективно использовать отведенное время жизни и реализовать ее смысл в конкретных делах, не упуская – в идеале – ни единой возможности.

Как следствие, применение средств и методик по формированию и развитию компетенции ответственности подготовили выпускников профессиональных училищ к предстоящей жизнедеятельности (к общественно-полезному труду, службе в армии), то есть там, где требуется понимание гражданской и правовой ответственности перед обществом.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Профессионально ответственное отношение представляет собой в разной степени осознаваемое, оценочное и характеризующееся различной степенью поведенческой готовности отношение личности к выполнению профессиональных обязанностей, имеет уровневое строение.

2. Выделены четыре качественно различных типа профессионально ответственного отношения: «формальное», «исполнительское», «сознательное» и «редуцированное». Первые три типа характеризуются согласованностью уровней выраженности компонентов психологического отношения, четвертый – несогласованный тип, отличается их дисгармоничностью.

3. По результатам эмпирического исследования установлено, что «формальное» профессионально ответственное отношение представлено у 21,7% обучающихся по профессии «Сварщик», «исполнительское» и «сознательное» типы встречаются у 29,2% и 29,0% обучающихся, соответственно, «редуцированное» отношение присуще 20,1% будущих сварщиков.

Статьи по теме:

Особенности личности детей с нарушением слуха
Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л. С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем е ...

Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект
Понятия «Индивид», «Индивид-ть», «Лич-ть» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны. Понятие индивид имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид – это чел как единичное природное сущ-во, представитель вида Homo sapiens. В данно ...

Создание доверия в группе
Большинство авторов работ по теории и практике активных групповых методов соглашаются, что установление доверия очень важно для успешной работы группы. Без доверия групповое взаимодействие будет поверхностным, будет мало самоизучения. Не ...