На основании результатов диагностического обследования была выделена группа учащиеся 10-х классов г. Тюмени с высокими показателями одиночества (10 человек). По завершении диагностического обследования и ознакомления с его результатами данным испытуемым было предложено принять участие в развивающей программе (опытно-экспериментальной работе). В последующем экспериментальную группу по собственной инициативе пополнили еще 14 учащихся. Таким образом, общая численность экспериментальной группы составила 24 испытуемых из выборки учащихся 10-х классов г. Тюмени.
В целях исследования были установлены отношения общего показателя одиночества, а также показателей эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов одиночества с факторами самоотношения, самовосприятия и поведения старшеклассника.
Математический анализ с использованием критерия Манна-Уитни подтвердил отсутствие существенных и множественных отличий в корреляционных связях одиночества с личностными особенностями испытуемых в выборках учащихся 10-х и 11-х классов.
Интерпретация связей показателей одиночества с личностными факторами в выборках учащихся г. Тюмени и г. Заводоуковска позволяют говорить о том, что в обеих выборках показатели одиночества связаны: во-первых, с факторами самоотношения личности; во–вторых, с факторами самовосприятия
личности; в-третьих, с характерологическими и поведенческими особенностями личности. Интересно, что в выборке учащихся г. Тюмени связи одиночества с особенностями самоотношения и самовосприятия более множественны и значимы, чем в выборке учащихся г. Заводоуковска. А в выборке учащихся г. Заводоуковска более множественны и значимы связи одиночества с особенностями поведения личности. Таким образом, можно говорить, что связь одиночества с особенностями самоотношения, самовосприятия и поведения носит общий характер, но значимость связи варьирует (в зависимости от объективных условий развития личности и индивидуально-личностных особенностей). В целом, множественность и значимость установленных связей позволяет с большой долей вероятности утверждать, что одиночество как психический феномен отражается в особенностях самоотношения, самовосприятия и поведения личности.
С одной стороны, было установлено влияние показателей одиночества на факторы самоотношения, самовосприятия и поведения, с другой - влияние данных факторов на показатели одиночества. Результаты однофакторного дисперсионного анализа подтвердили, что одиночество оказывает влияние на личность, определяя некоторые особенности самоотношения и самовосприятия: одиночество вносит дисбаланс в отношения с группой сверстников и определенные сложности в отношение к себе, в меньшей степени, но все-таки затрудняет отношения с родителями и с другими значимыми людьми; одиночество оказывает обесценивающее влияние на самоотношение и отношение к своей жизни (сомнения в ценности своей личности и склонность к самообвинению, оценка жизни как эмоционально пустой и бессмысленной, не имеющей четкой направленности и лишенной перспективы); одиночество негативно влияет на самовосприятие личности (снижает оценку способности контролировать события своей жизни, обусловливает восприятие себя как человека, неспособного вызвать положительные чувства у других людей, актуализирует внутренние конфликты личности); одиночество негативно сказывается на характерологических особенностях личности и проявляется в поведении (оппозиционное поведение и уступчивость личности, склонность к подчинению, неуверенность, консерватизм, эгоцентризм).
Результаты однофакторного дисперсионного анализа подтверждают теоретическое положение «негативное влияние одиночества заключается в том, что оно является детерминантой деформированного развития, затрудняя вхождение личности в широкий контекст социальных отношений».
В то же время, одиночество обладает и позитивным потенциалом. Позитивный потенциал одиночества заключается в том, что одиночество является фактором низкой самопривязанности, то есть - своего рода индикатором неудовлетворенности человека своим положением, побуждает к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей личности. Таким образом, данные однофакторного дисперсионного анализа подтверждают теоретическое положение о том, что одиночество содержит в себе возможность развития и поэтому может квалифицироваться как ресурс развития личности.
На основе понимания диалектического характера связи негативного и позитивного аспектов одиночества, а также, учитывая, что на переживание одиночества оказывают влияние (по данным однофакторного дисперсионного анализа) проблемы в отношениях с группой сверстников и в отношении к себе, а также некоторые особенности самоотношения (неуверенность в себе, отсутствие жизненной перспективы и низкая целеустремленность, неудовлетворенность собой, стремление к личностному развитию, а также – склонность к самообвинению), самовосприятия (восприятие себя как неспособного управлять событиями своей жизни, сомнения в своей ценности для других, внутренняя честность) и поведения (склонность к оппозиционному поведению и подчинению, уступчивость), были выделены внутренние условия актуализации позитивного потенциала одиночества.
Статьи по теме:
Механизмы психологической защиты
Понятие психологической защиты обязано своему происхождению психоаналитической теории и ее основателю – З.Фрейду. Впервые оно было введено в 1894г. С тех пор более 100 лет идея защитного механизма является наиболее часто и продуктивно исп ...
Развитие мышления
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуа ...
Чувство как бессознательное
Чувство иллюстрирует интеракционизм, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Сновидение, в первом приближении, мгновенно представляет собой когнитивный эгоцентризм, так, например, Ричард Бендлер для п ...
Актуально о психологии