Одиночество как психологический феномен

Материалы » Одиночество как психологический феномен

Страница 3

Рис.1. Типы одиночества

Личностный выбор

Отрицательное Положительное

восприятие восприятие

одиночества одиночества

Субъективное отрицательное одиночество, обусловленное внешними факторами (экстернальное отрицательное)

Субъективное положительное одиночество, обусловленное внешними факторами (экстернальное положительное)

Достаточно сложным моментом, затрудняющим наблюдение за динамикой одиночества со стороны психолого-педагогической помощи, является определенная внутрипрофессиональная структурированность. Можно выделить ряд факторов, которые могут позволить в частности педагогу "предсказать" возможное изменение в ситуации развития личности ученика.

Во-первых, можно четко выделить качества личности (особенности характера), "предрасполагающие" к формированию (развитию) стойкого одиночества, внешних признаков, указывающих на предрасположенность к одиночеству, на которые может ориентироваться педагог в работе с подростками:

- высокий уровень тревожности;

- впечатлительность;

- романтичность (романтическая возвышенность);

- независимость, импульсивность, эмоциональность;

- замкнутость, малообщительность, закрытость, отстраненность;

- повышенная психологическая ранимость;

- эмоциональная "колючесть";

- робость, боязливость;

- индивидуальность, имеется в виду "непохожесть" на

сверстников.

Во-вторых, существуют группы социальных и психолого-педагогических знаний, обуславливающих тенденцию развития одиночества:

1. О семейном благополучии (в том числе формальном полнота

семьи, материальная обеспеченность, количество человек в семье).

2. Об успешности учебной деятельности.

3. Об адекватности поведенческих (в том числе и ответных) реакций.

Если события, приведшие к возникновению одиночества, можно легко определить, то факторы, сохраняющие или затягивающие одиночество выявить более сложно. Столкнувшись с переменными в своем социальном окружении, подростки пытаются приспособиться и исправить недостатки в новом кругу общения. Когда эти недостатки и состояния одиночества сохраняются, то объяснения, которые люди дают своему одиночеству, могут сильно воздействовать как на их эмоции, так и на средства его преодоления. Например, если человек считает, что его одиночество вызвано событиями, перед которыми он бессилен, то он чаще всего падает духом и не предпринимает никаких попыток облегчить свое положение. Однако, если юноша предполагает, что его одиночество вызвано чем-то таким, с чем он может справиться (например, со случаями недостаточного проявления своего дружелюбия), то он с большей настойчивостью пытается наладить отношения общения.

Одиночество может затянуться, если человек неправильно понимает его причины. Это неправильное понимание может привести к тому, что он постарается изменить не те аспекты своего положения в обществе, какие нужно, или вообще откажется от любых попыток, что-либо изменить. Таким образом, следует стремиться к актуализации позитивного потенциала одиночества.

Проводилось исследование на выборке из 100-а человек, относящихся к одной возрастной группе (15-17 лет, ранний юношеский возраст). Общая выборка включила две подгруппы испытуемых, выделенных по урабанизационному принципу: группа учащихся старших классов г. Тюмени (52 человека) и группа учащихся старших классов г. Заводоуковска (48 человек).

Модификация методики заключалась в выделении когнитивного, эмоционального и поведенческого показателей одиночества. На основе результатов обследования были выделены уровни переживания одиночества относительно каждой выборки и, в зависимости от этого, определена степень значимости переживания одиночества.

Проведенное исследование подтвердило предположения о том, что одиночество, в целом, характерно для представителей раннего юношеского возраста, хотя степень значимости этого переживания различна. Соотношение показателей эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов одиночества свидетельствует о том, что ярче всего одиночество проявляется в эмоциональной сфере, как в выборке учащихся г. Тюмени, так и в выборке учащихся г. Заводоуковска. В целом же, структура одиночества не претерпевает значительных изменений, что является подтверждением типичности одиночества в юношеском возрасте и его относительной независимости от объективных условий жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Развитие техник общения
1. Всякий, уже состоявшийся акт общения проанализируйте с позиций Ваших потребностей в нем и потребностей партнера. 2. В ходе каждого акта общения необходимо постоянно отслеживать: а). Ваше понимание того, какую роль в данный момент игр ...

Застенчивость, как проявление неуверенности в себе.
Страх неудачи, страх перед людьми. Что это, как не отсутствие уверенности в себе? Значит, застенчивость рождается неуверенностью человека в себе. Чем же отличается уверенный в себе человек от неуверенного? Уверенный в себе человек знает, ...

Причины возникновения и развития защитных механизмов.
Одной из наиболее важных областей современной деятельности психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей других специальностей является диагностика, квалификация и коррекция пограничных нервно-психических и психосоматических нарушений, ...