Общие проблемы малой группы

Материалы » Общие проблемы малой группы

Страница 9

Принцип деятельности в отечественных исследованиях малой группы

В отечественной психологии долгое время исследования малой группы были связаны со специфическим объектом – коллективом. "Коллектив стал знаковой категорией советской психологии, отражая и содержательные и политические тенденции той исторической эпохи" (2) и понимался как высокоразвитая социальная группа, отличительными признаками которой являются совместная деятельность и общая направленность на социально значимые цели. Коллектив в силу высокой сплоченности и особых гармоничных отношений между его членами рассматривался как условие для всестороннего развития личности.

Исследования коллектива осуществлялись на основе принципа деятельности. Одной из наиболее известных и проработанных концепцией коллектива явилась стратометрическая концепция групповой активности, разработанная А.В. Петровским и его школой, впоследствии получившая название "теория деятельностного опосредования групповых процессов".

В рамках этой концепции была предложена схема, обозначенная как графическая модель группового развития, соотносящая разные типы групп с эталонным их состоянием, которым считался коллектив (рис.4). Данную схему можно рассматривать как двухфакторную или двумерную, хотя ее авторы предпочитают говорить о ней как о трехвекторной.

Один из векторов (вектор горизонтальный) обозначает степень опосредования межличностных отношений, а два других - отношение к общественному прогрессу (цель которого, по Петровскому, - построение коммунизма). При этом один вектор (направленный вверх) указывает на соответствие направленности группы общественному прогрессу, а другой (направленный вниз) задает направление, препятствующее общественному развитию [6].

Схема. Трехвекторная модель группового развития (по А.В. Петровскому)

Эта модель позволяет описывать различные траектории движения группы в широком диапазоне направлений. Кроме того, на ее основе можно предсказать, какими характеристиками будет обладать группа, если ее развитие будет происходить в тех или иных условиях. Так, если известно, что группа будет заниматься социально значимой совместной деятельностью, а ее члены будут разделять позитивные ценности, то группа превратится в коллектив. При других условиях возможными станут иные пути развития

Еще одной идеей А.В. Петровского являлось представление об уровневом строении отношений в группе (состоящих из 3 слоев - страт). Каждый слой характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности.

Рассматривая значение данной теории, А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко (2) отмечают, что важным ее положением является постулирование участия в совместной деятельности как фактора развития групповой сплоченности (однако оно не является абсолютно новым для мировой социальной психологии). Важнейшими инновациями психологической теории коллектива А.В. Петровского, по мнению данных авторов явились:

тезис о деятельностном опосредовании межличностных отношений и

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Рекомендации по избавлению от застенчивости
Если же вы безнадежно застенчивы и общение с людьми для вас в тягость, попробуйте провести несколько «упражнений», помогающие развить способность взаимодействия с людьми. 1). Часто ли прохожий обращается к вам с вопросом, как пройти, про ...

Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ
Глубинная психол – выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась эту часть самостоят изучать: Фрейд, Юнг (аналит-кая психол), Адлер (индивид-ная психол). Психоанализ – одно из наиб известных направлений зарубежной психол, во ...

Индивидуальные качества мышления
Приведём пример нескольких индивидуальных качеств, присущих каждому человеку. Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетли ...