1) Представление о своем теле (телесное Я).
2) Язык как способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.
3) Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.
4) Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина - женщина).
5) Практика воспитания детей в семье.
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Но, несмотря на это, до сих пор не существует единого определения, в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Здесь следует выделить Р.Бернса. С одной стороны он наиболее полно отражает структуру Я - концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.
Р.Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая все грани индивидуального самосознания. Человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности. У.Джеймс, первый из психологов начал разрабатывать проблему Я – концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как - объект.
Р.Бернс в Я-концепции выделяет описательную и оценочную составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки исходят из трех главных элементов:
1) Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2) Эмоциональное отношение к убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3)Соответствующая реакция, которая может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Так же можно применить к Я-концепции три элемента установки конкретизируются следующим образом:
1) Образ Я-
представления индивида о самом себе.
2) Самооценка
- аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3) Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, проходят через весь процесс развития Я - концепции независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других.
Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для личности вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь.
Значимые другие - те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.
Статьи по теме:
Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
Иванов Николай Яковлевич - научный сотрудник отделения подростковой психиатрии. Основное направление научных исследований: патохарактерологическая диагностика акцентуаций характера и психопатий в подростковом возрасте, научная информатика ...
Особенности алкогольних семьей.
Статистические данные свидетельствуют, что одна из каждых пяти американских семей испытывает семейное насилие. Почти один миллион родителей физически насилует своих несовершеннолетних детей /5/. От 2-х до 6-ти миллионов детей ежегодно отв ...
Психологическая характеристика подросткового возраста.
Границы – от 10-11 лет до 15-16 лет. Подростковый возраст относится к числу критических, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивидов. Этот особый статус возраста связан с с ...
Актуально о психологии