Основные направления в немецкой психологии xx века

Материалы » Основные понятия психологии » Основные направления в немецкой психологии xx века

Страница 1

Гештальтпсихология.

Возникла в Германии. Т. Вертгеймер, В.Келер и КЛевин выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В.Вундта и Э.Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (от нем. «форма») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В.Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте - особом психическом акте мгновенного схватывания отношений в врспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология

В 1896 г. возникло направление глубинной психологии. Основатель австрийский психиатр и психолог З.Фрейд (1856-1939).Фрейдизм приобрел громкую известность. Начав, свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека-психоанализ. Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейдутри образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». "Сверх-Я" и "Оно" локализованы в слое первичного психического процесса. В бессознательном «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение к смерти, к разрушению. «Оно» составляет движущую силу поведения, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» - внутренний «надзиратель». Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

Задача психоаналитика, как психотерапевта втом, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и значит освободиться от них.

З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения определяют психическое развитие личности. Адлер, основатель «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы между сознанием и бессознательным. Юнг в своем учении - аналитической психологии, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались: Хорни, Г.Салливен и Э.Фромм- реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен), влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

Основоположником Российской научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). Вего книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценка специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Психология и технические науки
Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения (вспомним, что древнегреческое слово «techn ...

Лидерство: сущность и содержание
Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Лидер может быть назначен ...

Предпосылки возникновения психологии в Германии
Базовой идеей культуры XVII века - как в сфере философии, так и находящейся под ее влиянием психологии - был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. Эта концепция основывалась на утверждении, что все естественны ...