Под технологической составляющей профессионально важных личностных качеств понимаются психотехнологии, осуществление которых «упаковано» в такие проявления личности, которым принято давать характеристики интегральных психических качеств личности, как то: образ «Я» («Я»-концепция), характер, индивидуальный стиль мышления, морально-нравственные и волевые качества личности, особенности эмоционального поведения и т.п.[[27]]
Активность в становлении «образа Я» в профессии определяется способностью к самоанализу, анализу профессии, соотнесению своих качеств с требованиями профессии. Источником и движущими силами становления профессионально-личностного самоопределения является сочетание различных видов деятельности, что обусловливает активизацию и стимулирование самопознания, самосознания, самооценки или своих профессионально значимых качеств, раскрытие их возможностей. Логика построения деятельности в становлении его профессионально-личностного самоопределения совпадает с элементами модели деятельности и состоит в следующем: цель (личностный смысл, мотив выбора профессии) — средство (сумма знаний о себе, «образ Я», знания о профессиях и их требованиях к личности) — процесс (самооценка адекватных требованиям профессии личностных качеств, соотнесение «образа Я» с образом профессии) – результат («образ Я» в профессии). Динамика деятельности осуществляется в последовательности фаз от осознания личностного смысла выбора профессии к «образу Я» в профессии[[28]].
Чтобы успешно выполнять управление предприятием, руководители высшего звена должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы[2]. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают: умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность; информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию; способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления; умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований связана со способностью руководителей высшего звена работать с людьми и управлять самими собой. Руководители должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят: высокое чувство долга и преданность делу; честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; умение четко выражать свои мысли и убеждать; уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии; способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.
Исследование представлений о структуре социальных ролей и качественной самооценки показало:
1. Руководители высшего звена чаще всего реализуют социальные роли, связанные с выполнением какой-либо деятельности (средний балл 3,5); реже – социальные роли, связанные с реализацией межличностных отношений и жизнью в семье (соответственно средний балл 2,4 и 2); реже всего – социальные роли, не несущие какого-либо эмоционального или деятельностного значения (средний балл 0,35).
2. Для большинства руководителей высшего звена наиболее значимыми являются социальные роли, связанные с реализацией какого-либо вида деятельности (преобладание у 40%); далее выделяется равная значимость нескольких сфер реализации социальных ролей (отсутствие преобладания какого-либо одного вида социальных ролей – у 25%); следующими по значимости оказались последовательно социальные роли, связанные с семейной жизнью и с межличностными отношениями (соответственно у 20% и у 10%).
3. Руководители высшего звена чаще всего осознают себя через оценки, связанные с выполнением какой-либо деятельности (средний балл 5,4); реже – через обобщенные оценки и оценки личностных качеств (соответственно средний балл 1 и 0,95); реже всего – через оценки внешних данных (средний балл 0,6).
Статьи по теме:
Роль игры в становлении новообразований дошкольного
возраста
Дошкольное детство — совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте во ...
Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуника ...
Арттерапия при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и
младшего школьного возраста
Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, тр ...
Актуально о психологии