Управленческая деятельность – неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований.
Актуальность нашей работы определяется тем, что анализ внешней картины управленческой деятельности, являясь объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности – требование сочетания анализа ее внешнего и внутреннего содержания, именно этот синтез может обеспечить полное представление об управленческой деятельности. Мы считаем, что внутренние позиции руководителей (в частности, образ «Я») высшего звена имеют сходные особенности.
Научная новизна: в настоящее время разработаны многочисленные подходы к изучению особенностей личности руководителя/менеджера высшего звена (П. Друкер, Г. Минцберг, Р.Х. Шакуров, А.А. Деркач, А.Л. Свенцицкий, А.Л. Журавлев и др.), существуют практические исследования, направленные на выявление особенностей представлений о руководителях высшего звена (Е.Б. Моргунов, А.Е. Чирикова, О.Н. Кричевская; Т.З. Козлова). Однако отсутствуют исследования особенностей образа «Я», во-первых, в самовосприятии, во-вторых, в рамках такой социальной группы, как руководители высшего звена; что и компенсируется настоящей работой.
Таким образом, цель исследования – выявить особенности образа «Я» руководителей высшего звена.
Гипотеза: можно предположить, что образ «Я» у руководителей высшего звена имеет сходные особенности. В качестве параметров образа «Я» мы выбрали представления о структуре исполняемых социальных ролей в качестве показателя социальной стороны образа «Я»; представления об устойчивых эмоциональных состояниях в качестве показателя аффективной стороны образа «Я»; систему ценностных ориентаций в качестве когнитивного показателя образа «Я»; представления о взаимодействии с окружающими в качестве коммуникативной стороны образа «Я».
Для достижения цели исследования, проверки выдвинутой гипотезы необходимо реализовать следующие задачи:
1. Изучить теоретическое освещение данной проблемы в научно-психологической литературе;
1.1. выявить роль руководителя в системе профессиональных взаимодействий;
1.2. выявить содержание понятия образа «Я» в работах различных авторов и его значение для реализации руководящей роли в коллективе;
2. Подобрать контингент испытуемых из числа руководителей высшего звена;
3. Исследовать образ «Я» у руководителей среднего звена;
3.1. выявить особенности самопрезентации структуры социальных ролей и качественной самооценки (социальная сторона образа «Я»);
3.2. выявить особенности ценностных ориентаций (когнитивная сторона образа «Я»);
3.3. выявить особенности эмоциональной сферы (аффективная сторона образа «Я»);
3.4. выявить особенности представлений о взаимодействии с окружающими (коммуникативная сторона образа «Я»);
4. На основании полученных результатов сделать выводы об особенностях образа «Я» у руководителей высшего звена.
Таким образом, определяется предмет исследования – образ «Я». Объект исследования – особенности образа «Я» руководителей высшего звена (представления о себе реальном и себе идеальном в ситуациях общения с людьми, равными по статусному положению, и с подчиненными); представления об исполняемых социальных ролях и качественной самооценке; представления о системе ценностей; представления об особенностях устойчивых эмоциональных состояний.
- Понятие «руководитель» в системе социальных и производственных отношений
- Управляющая роль руководителя
- Личностные факторы, влияющие на успешность руководителя
- Обзор теоретических представлений об образе «Я» руководителя
- Место образа «Я» в структуре личности руководителя
- Связь образа «Я» с профессионально важными качествами
- Заключение
Статьи по теме:
Классификация методов возрастной психодиагностики
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
1. Классификации методов по Й.Шванцаре
Й.Шванцара объединяет психодиагностические мето ...
Коммуникативная сторона общения
Состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Говоря о коммуникации, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми с различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и тому подобное. В усло ...
Эмоционально-психологические особенности
Леворукого ребенка отличают особенности центральной нервной системы. Так, беспокойство и гиперактивность почти всегда «выдают» будущего левшу уже в раннем возрасте. Для маленького левши характерен и особый тип поведения: он не может усиде ...
Актуально о психологии