А.В.Петровский указывает еще один вариант возникновения «Я-образа» — «фантастическое Я» — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть[15].
Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности[16].
Сам процесс оценивания имеет разные функции. С одной стороны, самооценка — это когнитивный (познавательный) процесс для успешной деятельности индивид заинтересован в объективном знании себя и своих качеств. С другой стороны, самооценка часто служит средством психологической защиты: желание иметь положительный образ «я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Соотношение этих двух функций и их возрастная динамика, отмечает И.С. Кон, до сих пор не совсем ясна[[17]].
В процессе общения личность постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Выделяют три вида самооценки: адекватная (человек достаточно уверен в себе, достаточно критичен); завышенная (приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода); заниженная (чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности).
М.И. Лисина общую самооценку связывает с целостным отношением к себе как к любимому окружающими, важному для них или, напротив, незначимому существу. М.И. Лисина полагает, что ее нужно характеризовать не количественно (насколько она высока), а качественно — каков ее состав и окраска (положительная — отрицательная, полная — неполная и т. д.). Конкретная самооценка выражает отношение человека к успеху своего отдельного, частного действия. Она различает также абсолютную и относительную самооценку. Первая из них выражает отношение человека к себе вне сопоставления себя с другими людьми, вторая выражает отношение человека к себе в сопоставлении с другими людьми[[18]].
Помимо самооценки в структуру личности входят такие показатели, как ожидаемая оценка, реально получаемая оценка. И хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим.
Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его нравственного воспитания, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
Статьи по теме:
Групповая динамика в СПТ
Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очен ...
Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Теоретико-методологическая основа исследования:
Общественная структура неразрывно связана с принятыми в обществе социальными ценностями и нормами. Изменение социальных структур совпадает со сменой морали. Отсутствие принятой обществом си ...
Первый этап развития бихевиоризма
Основателем бихевиористской концепции является Д. Уотсон. Уотсон делала акцент на видимом поведении, он считал, что видимое поведение, а не внутренний опыт, является надежным источником информации. Эта сосредоточенность на видимых события ...
Актуально о психологии