Специалист, достигший ступени своей зрелости и определенного уровня развития как индивид, личность и субъект общественного труда, развивается на основе гармоничной интеграции таких его ведущих сторон, как профессиональная деятельность, личностное развитие, повседневные отношения, в которых субъект труда продуктивно задействует свой творческий потенциал и постоянно совершенствуется.
Для полноценного овладения избранной специальностью человек в процессе получения высшего образования должен овладеть научным методом познания окружающей действительности, в том числе методами познания себя как творца (субъекта) своей профессиональной деятельности. Профессионализм как наивысшая, творческая степень овладения профессией ("акме" - согласно одному из современных представлений о профессиональном развитии человека) невозможен без умения человека адекватно оценивать, понимать, объяснять, а значит - управлять в соответствии со своими целями - своими данными от природы качествами, задатками; невозможно понимать других людей и отношения между ними. Невозможно реализовать себя как родителя - ни по отношению к своим собственным детям, ни по отношению к тем, кто младше по возрасту, по профессиональному и жизненному опыту (а это неизбежно происходит с каждым из нас в течение всей нашей жизни).
Эти и многие другие возможности открываются перед человеком, усвоившим основы психологических и педагогических знаний.
Кроме того, настоящий профессионализм не может возникнуть у человека, занимающегося только одной избранной деятельностью, он не возможен без развития у него специальных и общих способностей, превращения общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, выработки нравственной воспитанности. И все это возможно именно благодаря изучению дисциплин гуманитарного, гуманистического цикла.
При обучении многим профессиям (физик, программист, инженер и т.д.) студенты, вероятно, испытывают своеобразный духовный, смыслоищущий голод - при обучении этим профессиям традиционно реализуется естественнонаучный подход, когда проблемам самого физика, программиста и т.д. не уделяется никакого внимания. Но каждый человек, независимо от избранной им профессии, остается человеком, стремящимся реализовать свой человеческий потенциал, свою родовую сущность (по Б.С. Братусю). И сделать это помогают в первую очередь психология, открывающая человеку тайны его психики, закономерности его развития как индивида и становления как личности, педагогика, отвечающая на вопросы о правильной организации обучения другого или самого себя.
Приступая к изучению психологии и педагогики надо приготовиться к тому, что изучение научной психологии и педагогики выявит наивность, ошибочность тех или иных казавшихся верными позиций, подтолкнет к их переосмыслению. Изучение психологии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное знание о другом человеке, о самом себе. Сознательное отношение к проблемам, имеющим психологическую природу, - необходимое условие формирования личности любого человека, профессионала в своей области, ставшее сегодня насущным требованием времени.
Согласно уже упомянутому акмеологическому подходук проблемам профессионального развития человека, каждый человек достигает вершины в своей профессии наиболее оптимальным для него путем, который дает возможность выйти на высокий уровень профессионализма, развития и поддержания стабильным творческого потенциала, опирающегося на возможности индивидуального самоопределения, самоорганизации, самообразования, самосовершенствования. Все это становится возможным, в частности, благодаря знанию человеком своих психологических особенностей и возможностей, благодаря усвоению гуманитарной (уважительной, ценностной) позиции по отношению к объекту своего труда и самому себе - субъекту своей жизни.
Статьи по теме:
Насилие женщин над мужчинами.
Особенность отношений между мужем и женой в подверженных вспышкам насилия семьях заключается в том, что жены в них также могут быть нападающей стороной. Обычно они оказываются менее предрасположенными к физическому насилию по сравнению с ...
Общие свойства сенсорных систем
Основными свойствами сенсорных систем являются: 1) рецепция раздражителя и формирование рецепторного потенциала действия, 2) формирование потенциала действия сенсорного волокна и его дальнейшее проведение к сенсорным ядрам, 3) перцепция с ...
Характеристика речи дошкольника
Под интонацией понимается совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи. Интонация включает ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика речи — это повышение и понижение голоса ...
Актуально о психологии