Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки, имеющим важное теоретическое и прикладное значение. Анализ проблемы общения ведётся с позиций различных научных подходов. Одни исследователи рассматривают его как частный случай, особый вид деятельности. Другие трактуют общение как самостоятельно существующее психологическое явление, специфическую форму активного взаимодействия субъектов. В принципе обе точки зрения не исключают друг друга и большинство исследователей рассматривает общение как системный процесс многофункциональной и деятельностной природы.
С таких позиций общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимопереживании и взаимопонимании.
Общение как вид деятельности характеризуется определенным предметом, потребностями, мотивами и целями, конкретным содержанием, функциями, сторонами, манерой и стилем.
Содержанием общения является информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного человека к другому. Это могут быть знания, идеи, указания, сведения о внутреннем мотивационно - потребностном или эмоциональном состоянии человека, сообщения об окружающей обстановке в природной или социально-производственной среде. В соответствии с содержанием общения выделяются его функции: инструментальную (как социальный механизм управления), интерактивную (как средство объединения людей), самовыражения (как форма взаимопонимания психологического контекста), трансляционную (как способ передачи конкретных способов деятельности). Этими функциями значение и характеристики общения не исчерпываются, среди них выделяют также: экспрессивную (взаимообмена эмоциональными состояниями), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в процессе индивидуального раз-вития личности), и многие другие.
Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включает в себя три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения обеспечивает обмен информацией, передача которой осуществляется посредством двух знаковых систем: вербальной (от латинского verbalis - словесный) и невербальной. В вербальной знаковой системе основным средством общения служит речь как естественный звуковой язык. Являясь формой существования человеческого сознания, речь всегда несет определенную мысль, которая должна быть понятна говорящему и слушающему. Для этого партнерам по общению необходимо владеть одинаковыми средствами и правилами передачи информации, которые, как известно, зафиксированы в фонетике, лексике и синтаксисе того или иного языка.
Стержнем содержания речи является её смысловое значение. Однако за счет неё участники общения не только обмениваются понятийной информацией, но и особым способом воздействуют друг на друга - убеждают, внушают, ориентируют, передавая вместе с мыслями и свои чувства. В речь всегда включены определенные эмоции, аффективные состояния субъекта, отражающие его отношение к содержанию информации, к партнеру и к условиям общения. В этом заключена выразительная функция речи, тесно связанная с системой знаков невербальной коммуникации, в которой выделяют четыре основных группы средств общения: паралингвистические (тембр голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи), оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика), пространственно-временные (дистанция между партнерами, время, место, ситуация общения). В последнее время специалистами выделяется новая группа - "контакт глаз" или визуальная сфера невербальной коммуникации.
Статьи по теме:
Взаимосвязь языка и репрезентативных систем.
Мы используем язык для передачи мыслей, поэтому неудивительно, что слова являются зеркалом, отражающим способ мышления. Рассмотрим один из тренингов, проводимых Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером, подтверждающий вышеназванную закономе ...
Психология функциональных состояний
Комплексный подход ФС представляет собой результат динамического взаимодействия организма с внешней средой и отражает состояние "организованного" целого. По этой логике, под функциональным состоянием понимается интегральный комп ...
Проявление страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста
Страх, как тень, преследовал человека ещё с незапамятных времён. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого ...
Актуально о психологии