Артикуляционные признаки звуков речи

Страница 1

По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные и согласные.

Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба, а также от работы гортани.

При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

По участию в артикуляции мягкого нёба звуки делятся на носовые и ротовые. При образовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо приподнято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость.

По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие и глухие согласные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, р, j) и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые связки со­мкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ) голосовые связки раскрыты, не вибрируют и голос не образуется.

Все согласные звуки делятся еще на две группы: по месту образования (т. е. какой подвижный орган — язык или губы — образуют преграду для выходящей струи воздуха) и по способу образования (т. е. в форме чего — смычки, щели и т. п. — образуется преграда).

По месту образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

Губно-губные (п, б, м); преграда образуется нижней и верхней губой.

Губно-зубные (ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

Переднеязычные (с, з, ц, т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ); преграда образуется передней частью спинки языка.

Среднеязычные (j— йот); преграда образуется средней частью спинки языка.

Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.

По способу образования, т. е. по характеру преграды, согласные звуки делятся на следующие, подгруппы.

Щелевые (фрикативные);органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:

ф, в— нижняя губа образует щель с верхними зубами;

с, з — передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;

ш, ж, щ — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами; а щель образуется перед­ней частью спинки языка с альвеолами или твердым небом);

х — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

j— средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

Смычно-взрывные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей):

п, б — смычку образуют губы;

т, д — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

к, г — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

Смычно-щелевые, аффрикаты (органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно):

ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;

ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (бывает и при нижнем положении кончика языка правильное звучание).

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Функционализм
Структурализму Вундта также противостоял функционализм Вильяма Джеймса (1842—1910). Джеймс предложил альтернативный аналитической интроспекции способ изучения сознания. Он использовал метафору «поток сознания», которая фиксировала динами ...

Обучение как способ организации педагогического процесса
Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и проц ...

Леворукость как физиологическая особенность
Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолист ...