Понятие агрессии и подходы к ее изучению

Страница 2

Согласно З. Фрейду, К. Юнгу, А. Адлеру, инстинктивное влечение к власти и агрессии также глубоко заложено в человеке, как и другие побудители (потребность в еде, защите, тепле и др.); оно способствует самосохранению человечества.

Эволюционный подход

Эволюционный подход является близким к инстинктивистскому относительно рассмотрения агрессивного поведения. Представителем этого теоретического направления является известный этолог Конрад Лоренц.

К.Лоренц полагал, что агрессивное поведение берет свое начало из инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и других существ.[8] Значительную роль в формировании агрессивных побуждений является наличие идентификации «свой» и «чужой». В ходе эволюции социального поведения возникают внутренне консолидированные и отчужденные от соседей социальные группы. Стереотипы позволяют быстро, по немногим решающим критериям распознать друга и врага, товарища по группе и постороннего, они упрощают мир и вызывают чувство уверенности. И в человеческом обществе существуют стереотипные убеждения и базирующиеся на них предрассудки (национальные, расовые, а также половые и классовые).

Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме непрерывно и накапливается с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось в организме в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы эта энергия «выплеснулась» во вне в виде агрессивного поведения.

К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида. [9]

Фрустрационная теория

Побуждение как механизм агрессии предполагает, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами порыв, или побуждение причинить вред другим. То есть агрессия - это свойство человека, которое проявляется в определенной ситуации.

Теория фрустрации предложена Доллардом и его коллегами. В одной из первых монографий, затрагивающих проблемы агрессии, «Фрустрация и агрессия» (1939) под авторством Долларда, агрессия определяется как «акт, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму».[10] Это определение оказалось определяющим для многих последующих исследований. Согласно фрустрационной теории, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения.

Теория социального научения

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действен ...

Классификация функций невербального поведения
Мы осуществляем бесчисленное множество видов невербального поведения, некоторые из них имеют отношение к общению, некоторые - нет. Каждый из них имеет тем не менее свою причину и несет свой собственный, присущий ему смысл или сообщение, к ...

Невроз навязчивых состояний
К неврозу навязчивых состояний ведет предневроз, имеющий свои специфические особенности. Обычно этот предневроз возникает у детей «эгофильного» типа, при воспитании которых или в связи с неблагоприят­ными обстоятельствами их жизни чрезвыч ...