Понятие о воображении.

Материалы » Основы психологии » Понятие о воображении.

Страница 3

Виды П: .

А. Классиф-ция по времени хранения инф-ции

(критерий) время сохранения материала

1. Ультракратковременная – сенсорная, непосредственное отражение инф-ции органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной инф-ции. Ее длительность от 250 мс – 4 с, объем 10 – 12;

2. Кратковременная, способ хранения инф-ции в течение короткого промежутка времени. Длительность от 15 – 30 с, объем 7+-2;

3. Оперативная, длится столько, сколько нужно для деят-ти;

4. Долговременная, способность хранить инф-цию в течение практически неограниченного срока. Имеет практически неограниченный объем.

(критерий) хар-р запечатления

5. Иконическая (разновидность ультракратковременной);

6. Мгновенная (разновидность долговременной).

Необходимым условием перевода памяти из сенсорной в кратковременную является направленность на эту инф-цию внимания чел.

Б. Классиф-ция

-Генетическая П (видовая). Инф-ция хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству;

-Историческая П (носитель письменность).

В. Классиф-ция по ведущему анализатору, принимающему участие в восприятии запоминаемого материала 1. Зрительная П. Сохранение и воспроизведение зрительных образов;

2. Слуховая П. Хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков;

3. Осязательная, обонятельная, вкусовая.

Г. Классиф-ция по цели

1. Непроизвольная П. Запоминание и воспроизведение происходят автоматически и без особых усилий со стороны чел, без постановки им перед собой специальной мнемнической задачи. Есть у чел и жив-х;

2. Произвольная П. Присутствует мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение), а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Только чел обладает ею (Выготский: опосредована (используются средства).

Д. Классиф-ция по использованию мнемотехнических средств. 1. Непосредственная П – без использования мнемотехнических средств; 2. Опосредованная П – использование мнемотехнических средств.

Е. Классиф-ция по участию мышления в процессах П. 1. Механическая П; 2. Логическая П

Ж. Классиф-ция по хар-ру запоминаемого материала 1. Образная (запоминание того, что нам дано в ощущении и восприятии); 2. Вербальная (словесная память на основе речи); 3. Двигательная (моторная) – запоминание, сохранение, воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений; 4. Эмоц (сохранение и воспроизведение пережитых чел чувств).

Память как ВПФ. Развитие памяти). Память – совокуп-ть процессов, с помощью кот чел запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную инф-цию. П – ВПФ, т.к. обладает всеми св-вами ВПФ: произвольность, опосредованность и социальность.

1. П – произвольна, потому что связана с широким волевым контролем запоминания.

2. П – опосредованна, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на П, чувства, образы, ассоциации).

3. П – социальна, т.к. П напрямую зависит от практической деятельности чел.

Рубинштейн выделяет следующие уровни памяти: 1) элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение; 2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как воспроизведение. Память дифференцируется и по характеру запоминаемого материала (на числа, лица) Далее память различается 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого материала; 4) по точности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Научное и житейское знание в психологии
Психология в последние годы стала отраслью знаний, популярной в нашем обществе. В то же время слово «психология» все еще окутано завесой тайны для людей, которые не читали книг по психологии и не соприкасались с психологами на практике. И ...

Теории мышления в отечественной психологии
В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления ...

Типологии темперамента
Темперамент – характерная для данного чел совокуп-ть психич особ-тей, связанных с эмоц возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов). При анализе структуры Т выделяют 3 основных компон ...