Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие

Материалы » Основы психологии » Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие

Страница 3

Рассматривая развитие личности, Выготский говорит, что развитие личности - это, прежде всего, развитие способности к опосредованному поведению. Однако, средствами здесь оказываются не столько знаки и стимулы, сколько такие сложные образования, как социальные нормы, ценности и т.д.

Критика: 1.Выготского упрекали в слишком резком и как бы механическом разделении психических функций на «низшие», «натуральные» и «высшие», «культурные». Теперь преобладает мнение, что все психические процессы человека являются культурными или, по крайней мере, несут в себе отпечаток социальности.

2.0тмечалсь так же переоценка и даже абсолютизация Выготским роли знака в формировании человеческого сознания. Фактор практической деятельности при этом оставался в тени.

3. Слишком широкая трактовка Выготским понятия «стимул». Одно дело, когда это узелок на память, другое - когда он говорит о рассуждениях, нравственных нормах.

Но, несмотря на эту критику, концепция Выготского оказала огромное влияние на дальнейшее развитие советской У.

По крайней мере два фундаментальных положения теории сохраняют непреходящее значение по сей день. Это положение об опосредованном характере ВПФ и положение об интериоризации как процессе их формирования.

Идея Выготского об интериоризации психологических орудий и способов их употребления в дальнейшем была распространена на формирование умственных действий (П.Я. Гальперин). Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической, деятельности с сохранением принципиально того же строения (А.Н. Леонтьев). Она выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений.

Наконец, применение культурно-исторического подхода позволило развить представления о качественной специфике человеческого онтогенеза в целом (А.Н. Леонтьев). Будущее поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Индивидуальное научение обеспечивает лишь адаптацию генетических программ к конкретным условиям обитания. В отличие от этого, человеческое поведение генетически не предопределено. Видовой опыт человека зафиксирован во внешней форме - во всей совокупности предметов материальной и духовной культуры. И каждый человек может стать представителей своего вида только, если он усвоит и воспроизведет в себе этот опыт.

Таким образом, усвоение, или присвоение, общественно-исторического опыта есть специфически человеческий путь онтогенеза. Обучение и воспитание - общественно выработанные способы передачи человеческого опыта, способы, которые обеспечивают «искусственное развитие ребенка». Главный способ изучения ВПФ – это их возникновение и развитие методом срезов (в одном возрасте как появляются, в др как развиваются) – это генетический метод.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Специфика невербальной коммуникации
Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем са­мую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая сви­детельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы полу ...

Основные направления современной психотерапии
Классический психоанализ направлен на то, чтобы дать Эго достичь победы над Ид, усилить Эго, сделать его независимым от Супер-эго. Цель психоанализа — сделать бессознательное сознательным и через это помочь человеку решить свои психологич ...

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
Гуманистическое направление в психотерапии включает в себя разнообразные подходы, школы и методы, которые в самом общем виде объединяет идея личностной интеграции, личностного роста, восстановления целостности человеческой личности. Этого ...