Социальный конфликт.
«Ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга». Социальный конфликт характеризуется:
предельный случай обострения социальных противоречий,
столкновение различных социальных общностей – классов, наций, государств и т.д.
противоборствующие стороны преследуют свои цели, которые противоречат или взаимоисключают друг друга.
Психология конфликта.
Конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествует инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
Элементы конфликта:
два участника или две стороны конфликта;
взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон;
поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;
применение силы для влияния на другую сторону;
противопоставленность действий, поведения сторон;
стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;
личностные особенности участников конфликта: агрессивность, авторитетность и пр.;
характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т.д.
Управление разрешением конфликта.
Различают структурные и межличностные способы управления конфликтами.
Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как отлаженный механизм. В рамках этого метода разрабатывались структурные методы управления конфликтами. Ни один из психологических типов людей не блещет в конфликтных ситуациях, поэтому руководителю важно уметь себя вести так, чтобы недопустить конфликт.
Знание теории вопроса психологии управления несомненно важно для управленца. Но не менее важным является и знание «другой стороны медали» - практических вопросов психологии управления.
Руководителю необходимо знать и практически уметь применять основные методы психологической диагностики, психологического воздействия, психологической коррекции, психологического сопровождения, психологического прогнозирования для качественного и надежного управления коллективом.
Видимо, в работе руководитель будет использовать традиционные, испытанные методы исследования, можно назвать некоторые из них:
· различные опросники;
· ассоциативные, проективные, тестовые методики;
· психотренинги;
· социометрия и т.п.
Знание и соблюдение этических норм и правил поведения руководителем играет огромную роль в формировании морального климата в организации и в конечном итоге в достижении устойчивой управляемости организации. Культурный и грамотный руководитель, знающий этические нормы и правила поведения, сможет гораздо легче достичь управленческих целей, стоящих перед ним.
Основными этическими нормами, которыми должен обладать всякий руководитель, на мой взгляд, являются:
Статьи по теме:
Психические состояния
Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и ...
Мышление
Эмпирические исследования образуют два относительно независимых подхода.
В основе первого лежит регистрация физиологических показателей в ходе умственной деятельности. Фактически он направлен на выявление динамики физиологических показат ...
Особенности восприятия гендерных стереотипов, транслируемых в рекламных
сообщениях подростковой аудиторией
Отметим, что сам способ подачи информации в рекламе заслуживает внимания. Реклама передает не только информацию о товарах и услугах, но и об отношениях в обществе, в том числе и межличностных взаимоотношениях мужчин и женщин. Причем, как ...
Актуально о психологии