Предпосылки возникновения психологии в Германии

Материалы » Основные особенности немецкой школы психологии » Предпосылки возникновения психологии в Германии

Страница 2

Философы того времени отрицали саму возможность научного изучения психики.

К XIX столетию в Германии к наукам уже относили фонетику, лингвистику, историю, археологию, эстетику, логику и литературную критику, в то время как во Франции и Англии науками считались лишь физика и химия.

Французские и английские ученые сомневались в правомочности научных методов исследования к человеческому разуму, а свободные от подобного скептицизма немецкие ученые с энтузиазмом взялись за исследование мыслительной деятельности. К 1870 году Германия объединилась и являлась свободной конфедерацией автономных королевств, герцогств и городов-государств, с централизованным правительством. Каждая из этих областей имела собственный хорошо финансируемый университет с высоко оплачиваемым профессорско-преподавательским составом и самым современным научным оборудованием. К середине XIX века философия в области изучения психики и сознания достигла довольно высоких результатов: были сформулированы основные принципы научного изучения природы человека. Позитивизм, материализм и эмпиризм послужили философским обоснованием нарождающейся научной психологии. Но главная роль среди трех направлений принадлежит эмпиризму. Основные принципы эмпиризма: подчеркивание первичной роли чувственного опыта в познании, аналитическое разложение опыта сознания на элементы, образование сложных идей вследствие проведения ассоциации с рядом простых идей, а также акцент на сознательные психические процессы.

Успехи физиологии и медицины. К началу XIX века развиваются представления о разложимости психических процессов на некие изначальные психические «способности», врачи начали искать мозговой субстрат этих «способностей». В 1779году немецкий анатом Мейер выдвинул предположение о интеграции всех психических функций, осуществляемой мозжечком и мозолистым телом, а отдельные психические «способности» локализованы в коре головного мозга, в белом веществе и в базальных областях мозга. Благодаря работам шотландского врача Маршалла Холла (1790-1857) о рефлекторном поведении, был сделан вывод, что за различные стороны поведения отвечают разные отделы мозга и нервной системы. В частности, он предположил, что произвольные движения зависят от головного мозга, рефлекторные движения - от спинного мозга, бессознательные - от прямого возбуждения мышц и дыхательные - от костного мозга.

В середине XIX века начали применять экспериментальные подходы к изучению мозга: клинический метод и электрическую стимуляцию. Клинический метод был предложен в 1861 году Полем Брока (1824-1880), хирургом одной из больниц для душевнобольных под Парижем. Брока произвел вскрытие трупа мужчины, который при жизни долгие годы не мог внятно говорить. При осмотре было выявлено поражение третьей лобной извилины коры головного мозга. Брока обозначил эту часть мозга как центр речи; позже за ней закрепилось название область Брока.

Метод электростимуляции для изучения мозга был впервые применен в 1870 году Густавом Фритшем и Эдуардом Хитцигом. Этот метод предполагает исследование коры головного мозга путем воздействия на ее участки слабыми электрическими разрядами. Физиология стала экспериментальной дисциплиной, главным образом под влиянием немецкого физиолога Иоганнеса Мюллера (1801-1858), отстаивавшего применение экспериментальных методов в физиологии, и сформулировавшим принцип «специфической энергии органов чувств». Мюллер предположил, что возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерное ощущение, потому что в каждом рецепторном отделе нервной системы заложена собственная «специфическая энергия». Эта идея вдохновила множество исследователей, стремившихся в своих работах разграничить функции нервной системы и точно определить механизм действия всех периферийных сенсорных рецепторов.

В конце XVIII века итальянский исследователь Луиджи Гальвани (1737-1798) предположил, что нервные импульсы имеют электрическую природу.

Исследования нервных импульсов росли числом и были такими убедительными, что к середине XIX века электрическая природа импульсов стала общепринятым фактом. Ученые полагали, что нервная система по существу является проводником электрических импульсов, а центральная нервная система функционирует подобно коммутатору, переключающему импульсы на сенсорные или двигательные нервные волокна.

Но физиология все еще была проникнута духом философии механицизма. Группа ученых, многие из которых были в свое время студентами Иоганнеса Мюллера, организовали Берлинское физическое общество. Их объединяло убеждение, что любые явления можно объяснить, руководствуясь законами физики. Они надеялись соединить физиологию с физикой, развивать физиологию в рамках механистических представлений.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Проблема исследования мотивации мыслительной деятельности
Проблема мотивов человеческого поведения была выдвинута на первый план психоанализом (3. Фрейд и его последователи). Считалось, что в основе человеческой активности, поведения лежат два основных, или базальных, мотива: первый связан с сек ...

Классификация репрезентативных систем по структуре мышления.
Любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий: введение, обработка и оценка. В этой связи в НЛП выделяют три информационные системы активности человеческого мозга: ведущую (ввод информации), предпочитаемую (представление инф ...

Учебная деятельность и процесс ее формирования
Процесс решения учебной задачи предполагает, что содержание предмета переходит в способ действия ученика. Это означает, что процесс учения может быть рассмотрен как специальная учебная деятельность школьников. При этом авторы концепции уч ...