Развитие, социализация и воспитание личности

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Развитие, социализация и воспитание личности

Страница 1

В центре внимания педагогической науки находится личность. Известно, что развитие человека обусловливают две группы факторов: биологические и социальные. Биологическое развитие человека закреплено в педагогике через этапы: младенчество, детство, отрочество, юность, возмужалость и старость. Однако, наряду с биологическим развитием, человек приобретает и значительное количество социальных качеств. В дальнейшем человек усваивает моральные и правовые нормы поведения в обществе, овладевает профессией, т.е. становится личностью. Понятие «личность» характеризует социальную, общественную сущность человека, представляющую собой совокупность прижизненно выработанных свойств и качеств. Социальные качества – разумность, ответственность, свобода, личное достоинство – существенные признаки личности. Самые свежие новости.

Основными социальными факторами формирования личности являются социальная среда, педагогический процесс и общественно – полезная деятельность человека. Под социальной средой понимается совокупность жизненных условий, в которых существует и развивается человек. Этот фактор является определяющим при формировании личности. Под педагогическим процессом формирования личности понимается организованный и управляемый процесс развития человека на различных этапах его жизни: в детском саду, в школе, в семье, в институте и т.д. Включение человека в какую – либо деятельность обусловливает развитие у него необходимых для этой деятельности социальных свойств и качеств, что также формирует человека как личность

Все вышеизложенные социальные факторы формирования личности педагогическая наука относит к внешним факторам. Но есть также и внутренние факторы социального характера, которые оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности. Педагогическая наука к внутренним факторам относит склонности и влечения человека, его чувства и переживания, т.е. всё то, что обусловливает стремление человека к самосовершенствованию (саморазвитию). Поэтому только во взаимодействии внешних социальных факторов (среды, воспитания, общественного труда) и внутренних (самосовершенствование) происходит эффективное формирование человека как личности.

Образование происходит в процессе обучения и воспитания с учётом интересов личности, общества, государства. Результатом образования является новый уровень достижений конкретного человека, приобретённых им новых знаний, навыков и умений.

Различают несколько видов образования:

Дошкольное – получение образования под руководством родителей (дом) и воспитателей дошкольных учреждений.

Общее. Включает три стадии (начальное, основное, среднее).

Дополнительное – образование, которое получают в специализированных учреждениях (музыкальное, художественное) и которое выходит за рамки общеобразовательных стандартов.

Среднее профессиональное – образование с приобретением дополнительных профессиональных навыков и умений и статуса в той или иной сфере профессиональной деятельности.

Высшее профессиональное – образование, которое имеет целью подготовить специалистов высокого уровня квалификации. Проводится в специальных высших учебных заведениях.

Образование - часть процесса развития личности и формирования её культуры. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другому. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности. Социолог Дюркгейм утверждал, что основная цель образования - передавать ценности господствующей культуры. Так как культура каждой нации своеобразна, то и содержание образования существенно отличается. Например, в Древнем Риме главной целью образования была подготовка военачальников и государственных деятелей, в средние века в Европе делался упор на изучение христианской религии, в зпоху Ренесанса основной интерес существовал к культуре, искусству и литературе. Таким образом видно, как с течением времени и эпохи менялись культурные интересы человека и соответственно менялось содержание образования. Кроме этого, образование способствует сохранению ценностей, накопленных человечеством,

В современном обществе под культурой личности понимают глубокое знание человеком своего дела, социальную активность, профессионализм. Высокий уровень культуры – это характерная черта современного человека. Культура личности в современном мире складывается из ряда основных компонентов:

Гармонии развитых интеллектуальных и нравственных качеств;

Стремления к самосовершенствованию и самопознанию;

Высокого профессионализма;

Наличия таких личностных качеств, как одухотворённость, сопереживание, открытость, готовность к совместному сотрудничеству и т.д.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Мотивационные теории
Согласно В.Ф. Стоуну http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Olsch/5.php - _ftn4, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от пер ...

Теории Э. Толмена и К. Хала
Эдвард К. Толмен, заложил основы необихевиоризма Он пришел к выводу, что для научения не обязательно немедленное подкрепление. Кроме того, Толмен, в отличие от Уотсона, принимал в расчет не только внешнее поведение организма по схеме &quo ...

Идеологическая роль лидера
Идеологическая роль лидера в процессе достижения конечного результата является, пожалуй, наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда должен найтись один человек, который бы четко и точно сформулировал цели и задачи совместной деят ...