Психические познавательные процессы человека

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Психические познавательные процессы человека

Страница 1

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Весы напольные купить весы напольные.

Свойства восприятия:

целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета;

константность – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия);

структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру;

осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов;

избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. Восприятие зависит от уровня внимания человека. Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Функции внимания:

функция отбора значимых воздействия, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

функция игнорирования других несущественных конкурирующих воздействия;

функция регуляции и контроля деятельности.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий.

Послепроизводное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающей в связи с этим интерес; в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устаёт, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Качества внимания:

концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;

объём – количество объектов, которое может быть охвачено вниманием одновременно;

переключение – намеренный сознательный перенос внимания с одного объекта на другой;

распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно нескольких объектов, выполнять несколько видов деятельности;

устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращения в сферу сознания.

Выделяют непроизвольную память (информация запоминается сама собой без специального заучивания) и произвольную (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Выделяют также кратковременную (информация сохраняется в течение 5-7 минут), долговременную, оперативную (вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности) и промежуточную память (обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя её в долговременную память).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи
Большинство неполных семей возникают в случае развода и по причине ухода отца, то есть относятся к материнским семьям. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной се ...

Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии
При делении наук на гр по признаку предмета изучения выделяют: естественные (изучают природу), гуманитарные (общ-во, культуру, историю), технические (средства производства и орудия труда). П принято относить к гуманитарным, т.к. чел сущ-в ...

Решение мыслительных задач. Интеллект
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещ ...