Общие проблемы малой группы

Материалы » Общие проблемы малой группы

Страница 2

Формальные группы – это социальная общность, имеющая юридический фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда связаны социально заданной деятельностью, организующей труд. Эти группы имеют официально заданную извне структуру.

Неформальные (неофициальные) группы – это группы, которые характеризуются всеми признаками группы (сложившейся системой межличностных отношений, совместной деятельностью, чувством принадлежности и т.д.) но не имеют юридически фиксированного статуса. Данные группы образуются на основе личностных предпочтений.

Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Группы различаются по степени влияния на систему ценностей человека. Данное различение предложено Г. Хайменом.

Референтные (эталонные группы) – это реальная или воображаемая общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Референтная группа выполняет функцию сравнительную и нормативную.

Нереферентные группы (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

Кроме того, группы различают по уровню развития:

Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.

Высокоразвитые группы – это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высоко развитой системы отношений, сплоченности и т.д.

Диффузные группы – это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Коллектив – это высшая форма общности, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. (Психологический словарь)

Коллектив обладает характерными признаками, отличающими его от других форм объединения людей.

Во-первых, его деятельность направлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.

Во-вторых, коллектив – это организованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители).

В-третьих, всем членам коллектива присущи общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.

К вопросу об уровнях развития мы обратимся в следующей лекции.

Параметры описания малых групп: композиция (состав группы, структура, динамика групповых процессов)

Группы, в которых люди живут, работают, проводят свободное время, характеризуются определенной упорядоченностью взаимоотношений. Эта упорядоченность составляет структуру группы. А.В. Петровский определяет структуру группы как иерархию престижа и статуса членов группы, вершину которой занимает лидер группы. (Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.М., 1982).

Структура группы может быть описана по-разному:

с точки зрения состава (так называемая композиционная подструктура),

с точки зрения характера отношений (т. н. подструктура межличностных предпочтений,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Нормативное поведение в группе
Анализ многообразия групповых норм, порожденных системами официальных и неофициальных отношений, ролевых предписаний и т.д. проведенный рядом авторов, позволяет дать следующую общую характеристику функционирования норм в малой группе. Во ...

Гендерные различия в особенностях восприятия аудиорекламы
Движение жизни, научно-технический прогресс, социально и экономическое развитие общества диктуют нам новые правила существования в мире общественных, информационных, политических, экономических и остальных связей и весьма стремительно. Ещ ...

Особенности развития памяти у детей с общим недоразвитием речи
Согласно мнению П.П. Блонского [5], в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом он выделяет основные виды памяти, как генетически р ...