Программа коррекции страхов в дошкольном возрасте

Материалы » Наличие страхов у леворуких детей » Программа коррекции страхов в дошкольном возрасте

Страница 2

Наличие возрастных страхов у ребенка является нормой, но если их очень много, то следует говорить о появлении тревожности в его характере.

По мнению многих специалистов, одной из причин возникновения детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений.

Основными причинами возникновения страхов в частности и тревожного поведения в целом являются:

Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка;

Повышенная тревожность самих родителей;

Непоследовательность родителей при воспитании ребенка;

Предъявление ребенку противоречивых требований;

Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;

Стремление родителей сравнить достижения своего ребенка с достижениями других детей;

Авторитарный стиль воспитания детей;

Гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Кроме этого, одной из причин возникновения стразов у детей может быть излишняя заботливость родителей. Ребенок чутко улавливает их эмоциональное состояние и на их обеспокоенность реагирует беспокойством и страхом. Излишняя заботливость часто связана с личностной тревожностью матери, которая в подобном случае устанавливает симбиотические отношения с ребенком и пытается оградить его от всех жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» ребенка к себе. В результате у ребенка развиваются пассивность и зависимость, оставшись без матери он испытывает чрезмерное беспокойство и страх

Характер взаимодействия между воспитателем и детьми в группе детского сада может также спровоцировать появление у ребенка страхов, а затем и тревожности. Так, если воспитатель не учитывает индивидуальные особенности кого-то из детей, чрезмерно строг к нему или недостаточно внимателен, у ребенка может возникнуть страх перед посещением детского сада.

Одной из характерных для детей раннего возраста разновидностью тревожности является тревожность по поводу разлуки. У детей, посещающих ясли, этот вид тревожности проявляется по утрам, когда они прощаются с родителями. Так как для детей первого и второго годов жизни характерны страхи перед незнакомыми людьми, малыши бояться остаться с воспитателем. Некоторые из детей бояться, что родители не придут за ними.

Коррекционную работу с тревожными детьми раннего возраста целесообразно проводить в игровой форме. Прежде всего психологу необходимо установить контакт с ребенком. Для установления доверительных отношений и достижения более эффективных результатов занятий с детьми раннего возраста желательно использовать индивидуальные формы работы.

При проведении коррекционных занятий с тревожными детьми рекомендовано следовать принципам: психолог признает ребенка как личность, верит в ребенка, уважает не только его достоинство, но и его страхи, деструктивные формы поведения. Психолог также побуждает ребенка к спонтанному выражению своих чувств.

Как правило, придя в игровую комнату, тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций взрослого: что можно, а чего нельзя делать. Многие дети сохраняют молчание и чувствуют себя неуверенно. Психолог комментирует действия ребенка, поощряя его самостоятельность и инициативу. Таким образом, в процессе игры ребенок учится принимать решения, не боится действовать и становится более уверенным.

Работая с тревожными детьми, психологу важно установить контакт как с воспитателем, так и с родителями

Непосредственно при коррекции страхов у детей успешно применяется групповая работа. Данный вид подходит для детей от 3 лет и старше. В соответствии с этим методом каждую неделю (желательно в одно и то же время) следует отводить 20 – 40 минут для обсуждения чувств. Психолог выбирает достаточное число тем для обсуждения в течении 5 – 10 недель. Если при обсуждении используется чувство страха, то применяют следующие приемы.

Группе детей задается ряд вопросов о страхе. Для достижения лучших результатов вопросы необходимо задавать последовательно, постепенно переходя от общего (некий мальчик или девочка) к конкретному («Тебе приходилось испытывать чувство страха?»). В процессе занятий следует поощрять обсуждение с помощью методов новых формулировок, отображений и других методов группового взаимодействия. Рекомендуется заблаговременно подготовить несколько стимулирующих вопросов, которые можно затронуть, когда беседа пойдет на убыль. К числу таких вопросов относятся следующие:

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Основные теории мышления в западной психологии
Мышление – один из сложных познавательных процессов, изучение которого породило множество различных теорий. 1. Ассоциативная Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов ...

Проксемика (личная территория)
Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто оно является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собст ...

Феномен группового давления.
Этот феномен получил в социальной психологии название феномена конформизма. Само слово конформизм означает в русском языке «приспособленчество». Так как в обыденной жизни понятие конформизм приобрело негативный оттенок, в социальной психо ...