Я – концепция

Страница 2

1) Представление о своем теле (телесное Я).

2) Язык как способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.

3) Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.

4) Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина - женщина).

5) Практика воспитания детей в семье.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Но, несмотря на это, до сих пор не существует единого определения, в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Здесь следует выделить Р.Бернса. С одной стороны он наиболее полно отражает структуру Я - концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.

Р.Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая все грани индивидуального самосознания. Человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности. У.Джеймс, первый из психологов начал разрабатывать проблему Я – концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как - объект.

Р.Бернс в Я-концепции выделяет описательную и оценочную составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки исходят из трех главных элементов:

1) Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2) Эмоциональное отношение к убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3)Соответствующая реакция, которая может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Так же можно применить к Я-концепции три элемента установки конкретизируются следующим образом:

1) Образ Я-

представления индивида о самом себе.

2) Самооценка

- аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3) Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, проходят через весь процесс развития Я - концепции независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других.

Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для личности вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь.

Значимые другие - те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Основы инженерной психологии
Применение физиологических методов в инженерной психологии обусловлено следующими обстоятельствами: 1 Физиологические характеристики имеют важное значение для контроля состояния оператора. 2. Любое психологическое проявление имеет физио ...

Управляющая роль руководителя
Касаясь содержания работы руководителя высшего звена, Минцберг определяет роль руководителя как «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности»1. В своих работах Минцберг выделяет ...

Психические состояния
Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и ...