Место образа «Я» в структуре личности руководителя

Материалы » Образ "Я" руководителя высшего звена » Место образа «Я» в структуре личности руководителя

Страница 1

Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте («открытие Я») и завершается в юношеском возрасте, когда формируется система социально-нравственных самооценок и самосознание.

Поведение человека всегда так или иначе сочетается с его представлениями о себе (Образ «Я», «Я»-концепция) и с тем, каким он хотел бы быть. Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция - это «теория самого себя».

Петровский А.В. выделяет 3 компонента «Образа Я»[[11]]:

а) когнитивный - представления о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Один подросток на первый план в своем «Я-образе» выдвигает импозантный вид, который, как он предполагает, придают ему джинсы с ярким фирменным ярлыком. Другой его сверстник — незабы­ваемый факт победы на районных соревнованиях по настольному теннису. Третий — драматическое для него поражение на тех же соревнованиях и затруднения при усвоении физики и математики, которые ему действительно нелегко даются.

б) эмоционально-оценочный - самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение, стремление повысить самооценку.

в) поведенческий (волевой) - стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

М.И. Лисина определяет «Образ Я» как «Образ самого себя», а также называет его аффективно-когнитивным образом[12]. Слово аффективный она использует для акцентирова­ния отношения человека к себе, составляющего часть обра­за самого себя. Говоря о когнитивном компоненте образа целостного, она имеет в виду представление или знание о себе. Следовательно, заключает М.И. Лисина, в образе самого себя в неразрывной связи представлены знание человека о себе и отношение к себе. Образ самого себя — целостный аффективно-когни­тивный комплекс. Два аспекта образа могут быть разделе­ны лишь в абстракции, реально они нераздельны. Однако для научных целей полезно специально сосредоточить вни­мание то на одном, то на другом из них. Аффективную часть образа, абстрагированную от знания, М.И. Лисина называет самооценкой. А когнитивную часть предпочитает именовать представлением человека о себе, чтобы подчерк­нуть ее связь по происхождению и по природе с познава­тельными процессами индивида.

Образ «Я» - и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. «Я»-образ – не статическое, а динамическое образование личности индивида. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. Наверно справедливо утверждение, что человек есть множественность, и у него, как считает, например, Г.И. Гурджиев, «нет индивидуальности . нет единого большого «Я». Человек разделен на множество малых «я»[13].

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции - реальную и идеальную. Однако возможны и более част­ные ее виды, например, профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.

«Я-образ» может переживаться как представление о себе в мо­мент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». Однако понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реа­листична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». А.В. Петровский отмечает, что вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или «текущим Я» субъекта. «Я-образ» — это вместе с тем и «идеальное Я» субъекта — то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности; это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»)[14]. «Идеальное Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Некоторые тенденции в понимании нормального и аномального развития личности
Проблема нормального развития личности в зрелом возрасте является, как ни странно, постоянно ускользающей из поля внимания психологов. Ее по преимуществу обрывают юношеским возрастом, хотя за ним следует та взрослая жизнь, которую, соглас ...

Психологическая диагностика детей группы риска. Дефектодиагностика
Выявление детей «группы риска». Прежде всего, необходимо четко сформулировать критерии, по которым ребенка можно отнести к «группе риска», и в соответствии с ними подбирать методики. Желательно ограничиться двумя, максимум тремя критериям ...

Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
Обучение психологии в вузах и средних учебных заведениях связано с их профессиональной направленностью. Как правило, в университетах готовят преподавателей для научной и преподавательской работы. В институтах готовят практиков. В средних ...